Автопортрет - антонис ван дейк - JEKATERINBURG.RU

Автопортрет — антонис ван дейк

Антонис ван Дейк — величайший фламандский портретист всех времен

Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck; родился 22 марта 1599 г. — умер 9 декабря 1641 г.) — выдающийся фламандский художник XVII века, непревзойденный мастер парадного придворного портрета. Антонис ван Дейк широко известен картинами на религиозную и мифологическую тематику в стиле барокко. Знаменитый фламандец также оказал большое влияние на развитие рисунка и гравюры, работая в смешанной технике резца и офорта.

Антонис ван Дейк был яркой и неординарной личностью, изысканно одевался и тщательно следил за своей внешностью. В XVII веке в аристократических кругах Европы была очень популярной борода в стиле «ван Дейк», которую носил сам художник и часто изображал ее на портретах знатных особ той эпохи.

Биография Антониса ван Дейка

Антонис ван Дейк появился на свет 22 марта 1599 года в Антверпене. Он был седьмым из двенадцати детей в семье зажиточного купца. В возрасте 10 лет отец отдал мальчика для обучения рисованию в мастерскую известного художника мифологического жанра Хенрика ван Балена (Hendrik van Balen). Юный Антонис быстро впитывал знания и уже к 15 годам стал очень перспективным живописцем. О его незаурядном таланте отчетливо свидетельствуют ранние работы, в том числе первый «Автопортрет» (1614).

Солидное состояние отца помогло ван Дейку уже в 1615 году открыть собственную мастерскую, а спустя 3 года его приняли в знаменитое объединение художников Антверпена — гильдию живописцев Святого Луки. В это же время молодой портретист становится учеником самого известного фламандца в искусстве XVII века Рубенса (Pieter Paul Rubens). Под влиянием учителя Антонис раскрыл свой художественный талант не только в портретном, но и в религиозном и мифологическом жанрах.

Но именно благодаря мастерски написанным портретам ван Дейк быстро приобретает известность не только на Родине, но и за ее пределами. В 1620 году по инициативе маркиза Букингемского молодой художник приезжает ко двору короля Англии Якова I. В Лондоне он впервые знакомится с картинами Тициана (Tiziano Vecellio) и шедевры гениального венецианца производят на него большое впечатление. Вернувшись через 4 месяца в родной Антверпен, ван Дейк решает уехать в Италию. Здесь в течение 6 лет он изучает творчество великих мастеров местных школ живописи и упорно совершенствует собственный стиль рисования.

Возвращение в Антверпен в 1627 году было триумфальным. Ван Дейка назначают на должность придворного художника правительницы испанских провинций Нидерландов, постоянно растет количество заказов на написание картин.

В 1632 году живописец получает приглашение поступить на службу ко двору правителя Англии Карла I и принимает его. Последующие 8 лет были самыми счастливыми в жизни мастера. Он создает множество роскошных портретов, женится на фрейлине английской королевы, а монарх благосклонно дарует гениальному иностранцу титул рыцаря.

Обласканный обществом и королем мэтр искусства в конце 1640 года совершает, как оказалось, весьма трагичный шаг — отправляется в Париж, чтобы написать портрет кардинала Ришелье. В столице Франции живописца настигает загадочная болезнь, которая быстро разрушает здоровье еще не старого мужчины.

Больной живописец возвращается в Лондон, где несмотря на старания лучших лекарей короля Англии умирает 9 декабря 1641 года. Потрясенный смертью любимого художника Карл I отдает распоряжение захоронить его в Соборе Святого Павла — усыпальнице самых известных граждан Великой Британии.

Самые известные картины Антониса ван Дейка

Среди самых известных картин Антониса ван Дейка особое место занимают портреты. Именно произведения этого жанра прославили великого фламандца на весь мир. Отметим некоторые из них:

  • «Семейный портрет» (1621) — яркий образец раннего периода творчества мастера. 22-летний юноша сумел на холсте очень естественно изобразить героев и теплые отношения в семье.
  • «Тройной портрет Карла I» (1636) — оригинальное изображение действующего монарха в трех разных ракурсах. Оно послужило основой для создания мастером Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) скульптурного бюста правителя.
  • «Портрет Карла I на охоте» (1638) — неординарное по композиционному решению произведение. Венценосная особа изображена на фоне природы в непринужденной позе, а не в традиционной манере того времени — в доспехах с оружием.

Антонис ван Дейк прожил недолгую, но весьма яркую жизнь. Он рано заслужил славу величайшего портретиста и оставил потомкам множество шедевральных работ.

Посетители портала Very Important Lot всегда могут принять участие в аукционах искусства в режиме онлайн, чтобы приобрести шедевры антиквариата разных эпох. Портал также предоставляет возможность пользователям недорого купить картины напрямую у современных художников.

Автопортрет ван Дейка признали настоящим

Подлинность подтверждает золотая цепь на шее художника

Автопортрет Антониса ван Дейка, нидерландского живописца и графика, десять лет назад объявили копией, сейчас выставляется в Институте искусств Миннеаполиса, что в штате Миннесота, как оригинал. Картина, прошедшая экспертизу, без шумихи появилась в экспозиции музея в феврале, ее предоставил на выставку коллекционер с Западного побережья. В приложенном к портрету заключении экспертизы, проведенной для владельца, утверждается, что работу датировали 1629 годом четверо ведущих специалистов по творчеству художника: Сьюзан Барнс, одна из авторов каталога-резоне ван Дейка 2004 года, Кристофер Браун, бывший директор Музея Ашмола в Оксфорде, Дэвид Яффе, бывший главный куратор Национальной галереи в Лондоне, и Малколм Роджерс, собирающийся в отставку директор Музея изящных искусств в Бостоне. С результатами экспертизы согласен Патрик Нун, глава отдела живописи миннеаполисского музея.

Работа представляет особую важность, потому что это автопортрет — образ, в котором художник хотел остаться в памяти потомков. Офорт картины в 1630 году был помещен на фронтиспис графического сборника ван Дейка Иконография. Покойный Оливер Миллар, один из авторов каталога-резоне 2004 года, отверг работу, предположив, что это «очень ранняя копия». Он-то и выдвинул версию о том, что оригинал утрачен.

Когда 12 мая 2012 года автопортрет был выставлен на торгах аукционного дома Lempertz в Кельне, в каталоге он фигурировал как «копия автопортрета ван Дейка». Эстимейт был определен в рамках €30–40 тыс., а в итоге картина принесла €512 тыс., и двое претендентов, отчаянно бившихся за нее, явно были уверены в том, что это настоящий ван Дейк. Анонимный покупатель подновил картину, а также собрал аргументы, чтобы доказать, что это оригинал. Стоимость полотна составляет приблизительно £10 млн — по крайней мере такую сумму в прошлом году Национальная портретная галерея в Лондоне за автопортрет художника (1640–1641).

Под слоем копоти — шедевр

Работа с выставки в Миннеаполисе, согласно документам, в середине XIX века принадлежала английскому землевладельцу Роберту Холфорду из Уэстонберта — он официально считается первым владельцем. Перед тем как попасть на аукцион Christie’s в 1957 году, картина сменила нескольких владельцев, а затем отправилась в одну из частных коллекций в Швейцарию, а после в Германию. И до 2004 года, пока не вышел каталог-резоне ван Дейка, она приписывалась мастеру. Время, неудачные реставрации и старый слой лака сделали свое черное дело: изображение стало практически неразличимым, но теперь, после того как автопортрет был бережно очищен, мастерство исполнения бросается в глаза. При рассматривании картины в инфракрасном излучении видны многочисленные авторские pentimenti — изменения и исправления, внесенные художником, что доказывает подлинность портрета.

Лондонский арт-дилер Филипп Моулд признался, что тоже «участвовал в экспертизе и реставрации» работы.

Много путаницы вызвала золотая цепь на шее ван Дейка. Миллар считал, что ее в 1633 году подарил художнику Карл I, что породило ряд дискуссий, потому что эта манера письма нетипична для английского периода ван Дейка. А недавно удалось выяснить, что на самом деле цепь была преподнесена художнику эрцгерцогиней Изабеллой в декабре 1628 года, когда ван Дейк работал в Антверпене. Стилистически картина гораздо лучше вписывается в этот период. До недавнего времени считалось, что художник драпируется в плащ, однако после реставрации стало видно, что ван Дейк, напротив, гордо распахивает его, демонстрируя драгоценный подарок на шее.

Читайте также  Портрет молодого человека, альбрехт дюрер, 1521

За 400 лет картина выставлялась всего один раз, в лондонской галерее Agnew’s в 1968 году. В Миннеаполисе она будет экспонироваться до 2017 года.

Создатель нового типа декоративного портрета — Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк появился на свет в Антверпене в 1599 г. и был седьмым из целой дюжины ребятишек состоятельного купца, торгующего редкими восточными тканями. В 10 лет его определили учиться к ван Балену, создававшему картины по сюжетам мифов Древней Греции.

Антонис ван Дейк автопортрет

В 1615 г. Антонис ван Дейк открыл свою мастерскую и написал «Автопортрет», который отличает необыкновенное изящество. Через три года юношу принимают в гильдию художников Св. Луки и он помогает Рубенсу в создании грандиозных полотен.

В 1620 г. мастером была создана серия из 13 досок, где он изобразил Христа с апостолами. Эти творения живописца можно увидеть в экспозициях крупных музеев по всему миру. В этот же период он пишет картины по сюжетам Библии, делая до пяти вариантов.

Антонис ван Дейк «Апостолы»

Художник Антонис Ван Дейк прославился созданием великолепных портретов. До него этот жанр в Европе практически не считался за живопись. Он автор сотен портретов и стоял у истоков создания так называемого «парадного портрета» XVII столетия. К портрету мастер подходил со всей тщательностью, он стремился показать интеллектуальность и эмоциональность своей модели. Ему не был безразличен даже характер этого человека.

Ван Дейк берет заказы у состоятельных горожан на написание семейных портретов. Подобные портреты часто писали в Нидерландах еще с XVI в. и художник уверенно продолжает эту традицию и даже технику письма, идеально передает движения, жесты, взгляд. Это новаторство ван Дейка, внесенное им в жанр портретов. По ним не сложно составить психологический портрет человека или семейной четы.

В 1620 г. граф Эрендел прислал приглашение, предложив ван Дейку стать живописцем при его дворе. За довольно непродолжительное время мастер создает несколько портретов графа и его домочадцев. В 1621 г. он отправляется в Италию в составе приближенных супруги графа. Он ненадолго посещает свою родину и пишет две изумительные картины, в т. ч. портрет Изабеллы Брант.

Антонис ван Дейк «портрет Изабеллы Брант»

В Италии художник прожил 6 лет, изучая шедевры мастеров Возрождения. Он пришел в восторг от творений Тициана, Тинторетто и Веронезе. И, чтобы лучше понять технику итальянских школ живописи, рисует с натуры, копирует известные картины. Все это наследие входит в т. н. «Итальянский альбом» живописца.

Постоянным местом жительства мастер выбрал Геную, но бывал во всех итальянских городах, где заказы на создание портретов текли к нему могучей рекой. Например, «Портрет кардинала Бентивольо», который гармонично сочетает внешнюю респектабельность и богатый внутренний мир этого человека.

Антонис ван Дейк «портрет Кардинала Бентивольо»

В 1624 г. мастера приглашает в Палермо правитель Сицилии для создания его портрета и грандиозного полотна для храма «Мадонна четок». В Генуе модный и очень востребованный портретист выполняет парадные портреты, где изображен богатый мир знатных аристократов.

Он рисует их в полный рост на фоне величественных дворцовых построек, увитых виноградными лозами террас, живописных пейзажей, в горделивых позах с эффектными жестами. Персонажи одеты в роскошные костюмы, и художник тщательно прорисовывает структуру ткани, складки и различные аксессуары, еще более подчеркивающие значимость этих людей в обществе.

Однако мастеру нравится писать портреты стариков, на их лицах осталась отметина от радостей и печалей, встретившихся в их нелегкой жизни. А еще ван Дейк рисует очаровательных детишек. Ему принадлежит авторство в написании первого парадного группового портрета детей.

Антонис ван Дейк «Дети Карла I»

В 1627 г. художник вернулся на родину и прожил здесь пять лет. Мастер очень популярен, со всех уголков страны поступают выгодные заказы. Он создает полотна для больших храмов в окрестностях Антверпена, портреты состоятельных и знатных горожан, картины на темы мифов Древней Греции.

Для королевы Англии мастер пишет образ «Богоматери с куропатками». Хотя материя костюма и многочисленные украшения изображены со скрупулезной точностью, однако художник пишет свободно, широко и динамично, большими мазками. По портретам написанных ван Дейком несложно понять характер его моделей.

Семь лет, начиная с 1626 года, мастер пишет целую галерею портретов известных личностей в графическом изображении, которая была названа «Иконография». Для офортов он делает с натуры наброски или копирует с портрета, а затем некоторые офорты выполняет сам, другие — граверы.

Всю серию можно условно разделить на большие группы: короли и полководцы, вельможи и ученые, живописцы и меценаты. Серия этих портретов увидела свет в 1632 г. В 1645 г. издано собрание «Centum Icones». Иконография представляет собой замечательный документ той эпохи, имеющий высокую художественную ценность.

В 1632 г. Карл I приглашает ван Дейка ко двору, где назначает мастера главным художником, жалует ему титул дворянина и массивную цепь из золота. В 1634 г. художник вновь ненадолго посещает родину и создает замечательные портреты: кардинала Фердинанда, принца Савойско-Кариньянского и большой групповой портрет для ратуши.

К сожалению, эта картина сильно обгорела при пожаре в 1695 г. В музее можно увидеть только авторские наброски. Городская гильдия св. Луки признает ван Дейка наилучшим портретистом и избирает почетным деканом.

Антонис ван Дейк «Мадонна с куропатками»

На следующий год мастер вернулся в Англию, где пробыл 15 лет. В Британии набирает популярность жанр портрета и каждое полотно художника становится значительным событием в обществе. Ему заказывают портреты: королевская семья и придворные, зажиточные горожане и именитые путешественники.

Настоящими шедеврами живописи стали портреты Карла I. Мастер написал монарха в трех ракурсах. Этот портрет создавался, чтобы отправить его в Италию для Л. Бернини, который делал бюст короля. Творение скульптора было доставлено во дворец и вызвало искренний восторг. Особенно бюст понравился королеве.

Антонис ван Дейк «Портрет Карла I»

Ван Дейк создал не менее двух десятков портретов королевы. Однако для создания скульптуры он пишет еще три портрета. По какой-то причине, их не отправили по назначению. В 1635 г. мастер получает заказ на создание портрета принцев и принцесс. Это полотно послано в Турин и по сей день является образцом детского портрета.

В 1639 г. художник женился Мэри Рутвен. В 1641 г. в дружной семье у супругов появилась дочка Юстиниана. Но в декабре этого же года, 42-летний художник серьезно заболел и скоропостижно скончался.

Выдающимся художником создано почти 900 великолепных полотен. Ван Дейка по праву считают основателем британской школы портрета, традиции которой сохраняются уже несколько веков.

Автопортрет — антонис ван дейк

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Король и художник. Язык цветов


Антонис ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом, после 1633 г. Холст, масло. Частная коллекция

У Антониса ван Дейка (1599-1641), знаменитого фламандского живописца, есть удивительный автопортрет с большим подсолнухом. И чтобы понять, почему художник изобразил себя с этим цветком, надо, оказывается, знать символику цветов. Дело в том, что символизм подсолнуха связан с солнцем. Его золотистый цвет, лепестки-лучи и способность поворачивать соцветие к солнцу сделали его символом солнца и судьбы (творца, монарха), а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца — свидетельство преданности художника своему покровителю, английскому королю Карлу I (1600-1649).

Родиной подсолнуха является Америка. Одомашнивание подсолнуха производилось в древности индейцами. По данным археологии, в остатках древних стоянок индейцев найдены глиняные сосуды, заполненные семенами подсолнечника, давность которых определена в 2000-3000 лет. Впервые семена подсолнуха были привезены в Европу возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику испанцами и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду. В христианстве подсолнух считается знаком любви Господа, и знаком религиозной души (символ молитвы и монашеского послушания). В Китае подсолнух — цветок магический, символ долголетия. Кроме всего прочего, подсолнух широко распространенный символ знатности.

Читайте также  Восход солнца. впечатление, клод моне - описание картины

В 1632 по приглашению короля Карла I, которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк отправился в Англию. Там он получил должность главного живописца короля, дворянский титул и золотую цепь. Считается, что Карл впервые услышал о Ван Дейке от своей супруги, королевы Генриетты Марии. А она, в свою очередь, узнала о нём от матери — королевы Франции Марии Медичи. Но нельзя исключать, что именно Рубенс порекомендовал британскому монарху своего лучшего ученика.
Король и королева Англии постоянно заказывали фламандцу свои портреты. Тридцать пять портретов Карла I (из которых 7 — конных), 35 портретов королевы Генриетты, бесчисленные изображения королевских детей — все это свидетельствует о том, как часто обращался король к гению своего придворного художника.
Хорошо известен «тройной портрет короля», на котором король показан в трех ракурсах. Портрет был начат художником скорее всего во второй половине 1635 года, когда, как отмечали современники, король находился в полном расцвете сил. Он был очень хорошо сложен, обладал располагающей внешностью. Портрет предстояло отослать в Рим скульптору Лоренцо Бернини. Пользуясь им, скульптор должен был вылепить бюст Карла I. Папский престол задумал поднести мраморный бюст Карла I королеве Генриетте Марии с надеждой вернуть Англию в лоно католической церкви.
Ван Дейк отлично понимал, что тройной портрет будут придирчиво рассматривать римские художники и знатоки, и работал над ним с особой тщательностью. Тройной портрет Карла I сделан по пояс и изображает короля в профиль, в три четверти и анфас на фоне грозового неба. На короле три камзола разного цвета, и разные кружевные воротники. Слева король придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, справа — придерживает правой рукой плащ. Взгляд у короля созерцательный и отрешенный, а весь облик его проникнут царственностью и достоинством.


Карл I в трех ракурсах, 1636 г. Холст, масло. Виндзорский замок, Национальная картинная галерея , Англия

Портрет понравился королю, и в своем письме к Бернини Карл I выразил надежду, что скульптор «изваяет наше изображение в мраморе по нашему подобию на холсте, которое вскоре ему будет выслано». Получив картину, ваятель сделал бюст Карла I летом 1636 года, а уже весной следующего года кардинал Барберини позаботился об отправке произведения в Англию. Бюст прибыл в Оутлендский дворец в июле 1637 года и был восторженно принят. Восхищенная королева наградила Барберини крупным бриллиантом .


Копия бюста Карла I

К сожалению, этот бюст оказался в числе сокровищ, погибших при пожаре Уайтхолла в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.

to_priz

ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

Творчество — свободное действие из небытия в бытие.

АНТОНИС ван ДЕЙК (Anthony van Dyke) — 1599 — 1641.

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени — Anthony, Энтони; 22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10 — летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.
Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70 — летнего старика.

С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств),

отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.

В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.
Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты.
С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621

1й берлинский вариант — не сохранился; 2й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1й вариант — Мадрид, Прадо; 2й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1621 — 1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении.
С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.

Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.

Inna Sh опубликовала запись в подборке Живопись созвучная поэзии.

Император Карл V на коне

Молодая женщина с ребенком

Двойной портрет художника Франса Снейдерса и его жены (c.1621)

Генуэзская дворянка с сыном

Портрет Марии Луизы де Тасси

Портрет дамы в черном перед красной портьерой (c.1630)

Портрет неизвестной женщины (c.1630)

Портрет Анны Докит, графини Мортон и леди Анны Кирк (c.1631)

Карл I Английский и Генриетта Французская

Джеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский

Королева Генриетта Мария и её карлик Сэр Джеффри Хадсон (1633)

Карл I, король Англии на охоте

Портрет Анны Карр, графини Бедфордской

Королева Генриетта Мария

Джорджа Дигби, 2-й граф Бристольский и Уильям Рассел , 1-й герцог Бедфордский (1637)

Диана Сесил, графиня Оксфорд

Лорд Джон и лорд Бернар Стюарты (c.1638)

Портрет леди Д`Обиньи

Вильгельм II, принц Оранский и принцесса Генриетта Мария Стюарт, дочь Карла I Английского (1641)

Ван Дейк
Antoon van Dyck

Бельгийский живописец и график. Создатель нового типа декоративного портрета. Мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Его искусство способствовало созданию английской портретной школы живописи. Известен по картинам «Юпитер и Антиопа», «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», «Пьяный Силен», «Мадонна дель Розарио».

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 года в городе Антверпен, Бельгия. Мальчик являлся седьмым ребенком удачливого купца Франса ван Дейка, который вел торговлю тканями. В 1589 году, потеряв первую жену, вступил в брак с Марией Кейперс, матерью Антониса. Семья занимала внушительный дом, расположенный в самом центре города. В возрасте десяти лет мальчика отдали в обучение к антверпенскому живописцу Хенрику ван Балену.

Здесь Антонис занимался четыре года. С 1614 года начинает работать самостоятельно. В 1618 году его приняли в гильдию живописцев святого Луки. Этим годом помечены самые ранние сохранившиеся работы молодого художника: этюды, изображающие головы стариков.

Читайте также  Картина "флора", тициан вечеллио

В этот период Ван Дейк сблизился с Питером Рубенсом и начал работать в его мастерской, сотрудничая с ним в выполнении заказов. После успешного завершения цикла Деция Муса, Рубенс предложил коллеге участвовать в самом большом начинании во всей фламандской религиозной живописи: в росписи церкви иезуитов, достраивавшейся тогда в Антверпене.

Ван Дейк, в то же время создал ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила», «Святой Мартин и нищие». От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» художник очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену». Она хоть и основывается на одной из рубенсовских композиций, равно как и в рубенсовской палитре, сразу позволяет признать в ней работу молодого Ван Дейка. Эта картина отличается совершенно особой мерцающей техникой, смелостью композиции и, в сравнении с Рубенсом, известной легковесностью и недостаточной объемностью форм.

Сотрудничая с Рубенсом в течение ряда лет, Ван Дейк полностью овладел техникой живописи и в большой мере композиционным мастерством учителя. Мастер создал ряд картин на религиозные и мифологические сюжеты. К числу наиболее известных картин художника, созданных в этот период, относятся: «Несение креста», «Святой Мартин отдает свой плащ нищему», «Поцелуй Иуды».

Талант Ван Дейка ярко проявился в портретной живописи. Портреты создали непреходящую славу художнику. Он создал определенный тип аристократического репрезентативного портрета, отличающегося особой утонченностью. Вместе с тем оставил много подлинно прекрасных и глубоких портретов интеллигентных людей своего времени.

С конца 1621 года Ван Дейк в течение шести лет жил и работал в Италии, где окончательно складывается стиль его портретной живописи. Художник объездил итальянские города: Геную, Венецию, Мантую, Рим, испытав влияние мастеров венецианской школы Тинторетто, Веронезе, Тициана. Его особенно привлекают густые горячие тона картин Тициана, их золотистый колорит.

Работая, главным образом в Генуе, Ван Дейк становится любимым портретистом итальянской знати. Здесь, создает блестящие обстановочные портреты-картины, поражающие своим великолепием и красочностью, отличающиеся благородством и утонченной изысканностью: «Конный портрет маркиза Бриньоле-Сале», «Портрет маркизы Бриньоле-Сале», «Портрет генуэзской дамы с девочкой», «Маркиза Улена Гримальди», «Маркиза Бальбиани», «Семейство Ломеллини», «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора».

С 1622 по 1623 год художник создает одну из лучших своих картин: портрет кардинала Гвидо Бентивольо. В годы пребывания в Италии Ван Дейк пишет также ряд скромных, сдержанных, лишенных всякой парадности, интимных по характеру портретов, отличающихся большой психологической выразительностью. К их числу относится замечательный «Мужской портрет», который хранится в Эрмитаже, приближающийся к рембрантовским психологизмом и мастерством в использовании светотени.

Обогащенный большим художественным опытом, новыми впечатлениями, Ван Дейк в 1627 году возвращается в Антверпен. Начинается второй антверпенский период его творчества, явившийся вершиной достижений мастера. Алтарные картины для церквей при всех их художественных достоинствах и на этот раз отступают на второй план по сравнению с портретами.

Являясь придворным художником инфанты Изабеллы, Ван Дейк писал портреты не только антверпенских бюргеров и близких ему людей, но также портреты фламандской и испанской аристократии. Парадность и элементы театрализации, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, уступают место снова более строгому, но изощренному в своих живописных средствах стилю. В характерных образах проходят перед нами современники мастера политические деятели, прелаты, художники, представители городского патрициата, аристократы, светские красавицы.

К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии-Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы, Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах. А также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству: фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта, филолога и издателя Яна ван дер Ваутера, иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. К этому же периода относится «Автопортрет» художника.

В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Ван Дейк занял пост главного живописца на службе его величества, получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Чести позировать ему добивается все высшее общество.

Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство. Таковы портреты Филиппа Уортона, Томаса Уортона, Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, Артура Гудвина.

Ван Дейк пишет около 30 портретов короля, королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I», написанный в 1635 году. Карл I стоит, лошадь его держит конюх. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Одной рукой оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников, как, например, изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика.

В Англии, заваленный многочисленными заказами, художник принужден работать одновременно над несколькими портретами. На основании рассказа приятеля Антониса ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он уделял заказчику в день не более часа и оставлял исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам, которые дописывали одежды и руки со специальных натурщиков.

В 1639 году Ван Дейк женился на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы. Так художник входит в ряды английской аристократии. В последние годы жизни занимался проектами крупномасштабных декоративных работ: циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон.

За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен: огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около двадцати лет.

Антонис Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года, в возрасте 42 лет. По его завещанию похоронен в лондонском соборе святого Павла. В 1666 году Лондон охватил страшный пожар и Собор Святого Павла сгорел. Могила художника была утеряна, хотя собор позже восстановлен.

Портрет Я. Вермелена, 1616, Государственный музей, Вадуц

«Распятие св. Петра», около 1615-1617, Музей старинного искусства, Брюссель

«Юпитер и Антиопа», около 1617-1618, Музей изящных искусств, Гент

«Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем

«Пьяный Силен», 1620, Галереи старых мастеров в Дрездене.

«Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо

«Отдых на пути в Египет», 1630, Старая пинакотека, Мюнхен

Портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена

Портрет живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен

Портрет живописца Адама де Костера, Брайтон Хаус, Кеттеринг

«Амур и Психея», 1638, Кенсингтонский дворец, Королевская коллекция, Лондон

Венера в кузнице Вулкана (1630-1632), Лувр, Париж

«Конный портрет короля Карла I со шталмейстером Сен-Антуаном», 1633, Букингемский дворец

«Портрет Карла I на охоте», около 1635, Лувр

Портрет Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Портрет Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Отец — Франс ван Дейк.
Мать — Мария Кейперс.

Жена — Мэри Ратвен (брак с 1639), фрейлина королевы.
Дочь — Юстиниана (род. 1641).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: