Арлезианка. портрет мадам жину, ван гог - JEKATERINBURG.RU

Арлезианка. портрет мадам жину, ван гог

Как устроена картина Поля Гогена

Поль Гоген. «Кафе в Арле»

К сожалению, этот материал не работает на мобильных устройствах, воспользуйтесь компьютером

Фигура на переднем плане — мадам Жину, жена владельца привокзального кафе, находившегося ровно напротив арльской квартиры Винсента Ван Гога, у которого на протяжении нескольких месяцев 1888 года гостил Поль Гоген. Именно после приезда Гогена мадам Жину согласилась позировать художникам, и в начале ноября Гоген сделал угольный набросок для ее портрета, а Ван Гог — первое полотно из серии «Арлезианки». Позже образ с наброска Гогена был разработан в его собственном «Кафе в Арле» и в серии портретов Ван Гога, созданных им уже в приюте для душевнобольных Сен-Реми: портретируемая везде предстает в одной и той же позе, а на ее губах блуждает слабая джокондовская улыбка. Формальный повод для улыбки — профессиональное гостеприимство мадам Жину: она, очевидно, только что подала художнику абсент и приглашает его к себе за стол. Однако мрачная атмосфера окутанной табачным дымом привокзальной забегаловки, в которой вечно собирались пьяницы и проститутки и о которой Ван Гог сказал, что в ней можно совершить самоубийство, преступление или сойти с ума, намекает на иную трактовку выражения лица хозяйки: она улыбается невесело, слегка утомленно, как человек, который проводит за этим столом каждый вечер и заранее знает, кто что закажет, кто до какого времени досидит и кто как будет себя вести.

Мужчины, изображенные в левой части «Кафе в Арле», — своего рода эхо персонажей вангоговского полотна на тот же сюжет («Ночное кафе в Арле»): неподвижные, депрессивные фигуры, решенные предельно обобщенно — строго говоря, мы не видим даже их глаз. В целом атмосфера кафе у Гогена несколько живее, чем на картине Ван Гога, но именно левая пара посетителей трактована с вангоговской мрачной безнадежностью. Один из мужчин, по всей видимости, лейтенант Милье, опять-таки знакомый по портрету Ван Гога.

Винсент Ван Гог. Ночное кафе в Арле. 1888 год

Единственный намек на действие на картине «Кафе в Арле» происходит за спиной мадам Жину: группа из мужчины и трех женщин явно поглощена разговором. Мужчина вполне узнаваем — это арльский почтальон Рулен, в самом деле большой любитель поговорить: из свидетельств Ван Гога и Гогена мы знаем, что художники регулярно вступали с ним в споры на социально-политические темы. Его собеседницы, судя по костюмам, — местные проститутки, также знакомые художникам не понаслышке: когда Гоген расписывал их с Ван Гогом совместный бюджет, то включил в него статью расходов под названием «ночные гигиенические прогулки»; через несколько месяцев после написания картины Ван Гог принесет одной из них, девушке по имени Рашель, свое отрезанное ухо.

Примостившаяся под бильярдным столом кошка позволяет судить о манере работы Гогена, которая абсолютно чужда вангоговской. У последнего — в чистом виде фактурная живопись, торжество яркого цвета и густых, пастозных Пастозный — написанный густой краской, наносимой толстым слоем. мазков; гогеновская же кошка практически бесплотна, в ней есть лишь обобщенный контур, а через ее тело просвечивает фон. Если присмотреться, сходным образом решены и многие другие фрагменты «Кафе в Арле»: цвет здесь хоть и местами ярок, но совсем не экспансивен и наносится тонким слоем, через который хорошо видно текстуру холста. Приглашая Гогена в Арль, Ван Гог надеялся обрести в нем своего союзника, человека, вместе с которым они затеют новую, южную школу живописи. В реальности же они не подходили друг другу ни по характеру, ни по эстетическим взглядам. «Мы с Винсентом редко соглашаемся в , особенно когда дело касается живописи, — писал Гоген. — Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо, то есть всеми, кого я не воспринимаю. И наоборот, презирает Энгра, Рафаэля, Дега — всех тех, кем восхищаюсь я… Он романтик, меня же скорее тянет к примитиву. Что до цвета, ему ближе причуды пастозности, как у Монтичелли, а я ненавижу эту мешанину фактуры».

Винсент Ван Гог. Фрагмент «Пейзажа с кроликами». 1889 год

Композиционно «Кафе в Арле» делится на три очевидные цветовые зоны: преимущественно красный дальний план, преимущественно зеленый средний — и ближний, в котором доминирует белый цвет (стол и фартук мадам Жину). Это дань Гогена клуазонизму — художественному направлению, которое придумали его коллеги по бретонской живописной школе, в частности Эмиль Бернар (Гоген прибыл в Арль как раз из Бретани). Клуазонизм представляет собой перенесение на холст декоративных принципов прикладного искусства, главным образом перегородчатой эмали: пространство картины делится на несколько цветовых плоскостей, ограниченных четкими контурами; соображения реалистической перспективы, а также светотени и цветовых градаций при этом игнорируются. Вместе с тем Гоген был не вполне доволен использованием локальных цветов в своей картине. «Я написал интерьер кафе, — сообщал он в письме, — который очень понравился Винсенту: намного больше, чем мне самому. Честно говоря, он не совсем в моем духе, и вульгарный локальный цвет мне не подходит. Точнее, в работах других художников он мне нравится, но сам я его побаиваюсь».

Любовная история Ван Гога и Японии

Перевод статьи о выставке, посвященной «японскому периоду» в творчестве Винсента Ван Гога.

«Цветущие ветки миндаля». (1890). Музей Ван Гога, Амстердам.

В 1854 году Америка вынудила Японию, которая двумя веками ранее сама себя запечатала от Запада, открыть границы для торговли. В течение последующих нескольких десятилетий, японское искусство заполонило европейские рынки. Впервые западная аудитория познакомилась с Укиё-э или «картиной изменчивого мира«. Это направление изобразительного искусства, где на разноцветных кусках дерева изображались пейзажи, уличные сцены, сказочные сюжеты и разные природные явления. Парижские импрессионисты были в восторге. Эдуард Мане, Клод Моне и Эдгар Дега, все они изучали Укиё-э, но никто из них не оказался так поглощен эстетикой Укиё-э, как Винсент Ван Гог. «Все мои работы», пишет он своему брату Тео, «основаны в степени на японском искусстве».

«Ван Гог и Япония» в Музее Ван Гога в Амстердаме, как не удивительно, первая большая выставка, посвященная этим отношениям. На ней выставлено более 60 картин и рисунков Ван Гога, которые представлены в сочетании с десятками изысканных примеров Укиё-э. Многие из них принадлежали Ван Гогу, его коллекция составляла 660 экземпляров, многие из которых он повесил на стены своей студии. Зная очень мало о Японии, кроме того, что было изображено на картинах, он представлял себе Японию, как безмятежное место, далекое от страданий и расстройств его собственной жизни. Когда в феврале 1888 года он переехал в Арль, на юге Франции, он представил это путешествие как поиски своей собственной художественной Японии. «Что является эквивалентом Японии?», спрашивает он Тео, «юг? Я верю в то, что будущее нового искусства лежит на юге».

В центре внимания выставки — очень продуктивный период его творческой карьеры, который начинался с переезда в Париж в 1886 году, последующий переезд в Арль, и заканчивая его смертью двумя годами спустя. Его увлечение Японией началось в Париже. Он привез туда с собой свою коллекцию распечаток и начал делать копии отдельных частей. Постепенно он начал включать в свой стиль особенности Укиё-э — жирные линии и поля цветов, усеченные перспективы и образы без теней. По происшествии трех месяцев в Арле, он пишет Тео, что «начал видеть более японским глазом». Хотя резкие мазки и бурные цвета на его картинах этого периода могут показаться совсем далекими от изысканного и утонченного мира Укиё-э, его «японский глаз» можно проследить на множестве его картина, начиная с упрощенного фона «Подсолнухов» (1888) и до диагональной перспективы «Ночного кафе» (1888).

«Куртизанка» (по Эйсену). (1887). Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

«Куртизанка» (По эйсену) (1887)

В Париже он сделал три копии печатей. Эту он сделал путем трассирования обложки журнала Paris Illustré. Обложка эта — репродукция гравюры Кейсая Эйсена, японского художника, прославившегося своими картинами типа «бибзинга«, портретами красивых женщин, от простых дам до богинь. Однако, в данном случае, его субъект менее изысканный; японский зритель заметил бы прическу и пояс, который носили куртизанки. Линии пруда с лилиями Ван Гога сочетаются с этими ассоциациями. Среди флоры и фауны, скопированной из других гравюр Укиё-э, лягушки и журавли, французские названиями которых называли проституток. Сама женщина, которую Ван Гог выделил яркими красками и более широкими штрихами, чем было сделано в оригинале, — стоит напротив простого цвета поля — обычного тропа в портретной живописи Укиё-э, но очень далекого от западной портретной живописи времени Ван Гога, который способствует более четкому ощущению места.

Мост в дождь (по Хиросиге) (1887). Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

«Мост под дождем» (по Хиросиге) (1887)

Эта картина основана на картине «Ливень у моста Охаси» (1857) мастера Укиё-э Андо Хиросиге. Но это далеко не простая копия. Как и Хиросиге, Ван Гог изображает дождь в виде вертикальных линий, но он превращает плоское, задумчивое небо в облачную массу мазков, меняет молочный цвет воды на насыщенный зеленый, а незаметную границу на более широкую, более яркую, украшенную иероглифами Кандзи.

«Арлезианка. Портрет мадам Жину» (1888). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Читайте также  Картина "боярский свадебный пир", маковский - описание

«Арлезианка Мадам Жину с книгами» (1888)

«Арлезианка Мадам Жину с книгами» или «девушка из Арля», изображает Мари Жину, жену хозяина местного кафе. Четкие контуры фигуры, а также ее усеченный торс, напоминает Окуби-э или «большеголовые картины» Эйсена, в то время как тонкие, коричневые границы, напоминают те, которые изображены на пейзажах Хиросиге.

«Автопортрет, посвященный Полю Гогену» (1888). Музей искусства Фогга, Гарвардский университет.

«Автопортрет, посвященный Полю Гогену» (1888)

Одной из целей Ван Гога при переезде на юг было создание поселения художников. В продвижение этой идеи он попросил коллег-художников Поля Гогена и Эмиля Бернарда нарисовать свои собственные автопортреты, в обмен на один из своих. Как и «Арлезианка», эта картина, посвященный «моему другу Полю Гогену», имеет простой фон, ярко выраженные контуры и композицию, которая увеличивается в плечах и голове. В письме к Тео в октябре, он описывает это как «все пепельно-серое против бледности Веронезе [зеленый]». Изображая себя с обрезанной прической и глазами » в японской манере», Ван Гог показывает себя в роли буддистского монаха, смиренно ждущего своих друзей, пока те выполняют свою часть сделки.

«Автопортрет с перевязанным ухом». (1889). Галерея Кортальдского Института, Лондон.

«Автопортрет с перевязанным ухом» (1889)

В конце 1888 года, после ссоры с Гогеном, ван Гог, вероятно в результате эмоционального расстройства, отрезал часть своего уха. Он провел следующий год, или около того, в психиатрических клиниках в Арле и . Это знаменитый автопортрет был нарисован им после того, как он вернулся в свою студию в Арле. Удивительные вертикальные толстые мазки очень далеки от тонкости и плавности Укиё-э. И все же, на стене за ним, Ван Гог нарисовал великолепно детализированную «Гейши на природе», гравюра в стиле Укиё-э, сделанная Сато Торакийо в 70-ых года 19 века. Наличие этой детали показывает, что он продолжал мечтать о Японии, даже когда у него появились проблемы со здоровьем.

«Цветущие ветки миндаля». (1890). Музей Ван Гога, Амстердам.

«Цветущие ветки миндаля» (1890)

В Японии 19 века цветки сакуры были прекрасными символами кратковечности, они изображаются на многих Укиё-э гравюрах, иногда на фоне, иногда в качестве главного объекта. «Цветущие витки миндаля» были нарисованы, пока Ван Гог был в психиатрической лечебнице Сент-Реми, желая запечатлеть память о рождении племянника, изобразив цветки с необычной нежностью. Синий фон картины, который может быть как небом, так и более неопределенным, похож на такой же на гравюре «Сакура и снегирь» (1834) Хокусая, которая была слишком дорогой для Ван Гога, но которую он мог видеть в парижских дилерских агентствах. Не имеющая тени, с густым узором, эта картина была бесконечно раз воспроизведена на обоях, обивке, подушках и сумочках. Несмотря на чрезмерную экспозицию, ее мощь не меркнет.

Рисование.ру

Винсент Ван Гог

Смерть в нищете и посмертная слава: при жизни Ван Гог продал не много своих картин, а ныне его полотна оцениваются десятками миллионов евро. Стиль, в котором он работал, довольно трудно определить, хотя картины Ван Гога и относят к постимпрессионизму. Можно лишь сказать с уверенностью, что его влияние на развитие искусства XX века огромно.

Винсент Ван Гог. Картины художника

Винсент Ван Гог. Автопортрет (посвященный Полю Гогену)

1888 г. Художественный музей Фогга, Кембридж

Автопортреты Ван Гога столь же запоминающиеся и выдающиеся, как и его пейзажные работы. Однако, эта работа вызвала весьма бурное обсуждение и множество споров у наших современников. Автопортрет выглядит мрачным, и долгое время его считали подделкой, так как в этот период творчества, да и в целом, художник не был склонен к столь тусклым и темным краскам. Но, несмотря на то, что этот временной период творчества Винсента Ван Гога характеризовался яркими оттенками, его самые первые работы были как раз мрачными. Видимо, художник решил ненадолго вернуться к творческим истокам — этим и объясняются столь приглушенные тона.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

1888 г. Новая пинакотека, Мюнхен

Своим любимым цветам нидерландский художник посвятил целую серию картин. Подсолнухи для Ван Гога — своего рода его «альтер эго»: нервный и неуравновешенный художник изображает их то срезанными, со смятыми и порванными лепестками, то торжествующими, ярко-золотистыми. Предоставим слово самому живописцу: «Трудно познать самого себя. Однако написать себя не легче».

Винсент Ван Гог. Ирисы

1889 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Серия картин с ирисами была написана художником во время его пребывания в больнице в Сен-Реми-де-Прованс незадолго до смерти (в которой, кстати, до сих пор много непонятного: по официальной версии Ван Гог покончил с собой в припадке безумия). В это время он увлекается японским искусством, и влияние гравюр Страны восходящего солнца на картины этого периода несомненно. Цветы и картины, над которыми он работал постоянно, художник называл «громоотводом для моей болезни».

Винсент Ван Гог. Звездная ночь

1889 г. Нью-Йоркский музей современного искусства

Одна из самых известных картин Ван Гога, созданная им в лечебнице в Сен-Реми-де-Прованс. Казалось бы, звездное небо — одно из самых романтических зрелищ в мире. Но почему же эта картина производит впечатление тревоги и неуверенности? Может быть, дело в напоминающих водовороты светлых ореолах вокруг звезд? Или полотно сохранило мироощущение художника: известно, что «Звездную ночь» Ван Гог создал накануне припадка острого нервного расстройства. Причем за один день.

Винсент Ван Гог. Ночная терраса кафе

16 сентября, 1888 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Доводилось ли вам бродить по улицам ночного города в часы бессонницы, когда все ощущения обострены до предела? Именно такими вам будут казаться все цвета — неистово яркими, немного потусторонними. Интересно, что глубокую ночь художник написал, не используя черную краску. А его любимый желтый цвет здесь становится почти фосфорическим.

Винсент Ван Гог. Валуны и дуб

Июль 1888 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон

«Поразительная творческая всеядность!» — пожимали плечами современники: художник рисовал портреты, пейзажи, цветущие ветки вишен, старые башмаки. Мир приводил его в восторг — при всем его несовершенстве.

Винсент Ван Гог. Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»

С 1887 по 1888 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Знакомое имя? С Агостиной Сегатори вы встречались на полотне Камиля Коро. Но там она еще была малоизвестной натурщицей, а здесь — уже в статусе хозяйки популярного у богемы парижского кафе. Название заведению дали столики, оформленные в виде барабанов-тамбуринов. Известно, что в «Тамбурине» художники часто проводили небольшие выставки, например японских гравюр, которые очень ценил Ван Гог. Самые внимательные даже утверждают, что они видны на стене справа от хозяйки.

Винсент Ван Гог. Церковь в Овере

Июнь 1890 г. Музей д’Орсе, Париж

Церковь, представленная на картине, сохранилась до наших дней. Но художник сознательно несколько видоизменяет облик старинного храма: делает его более кряжистым, напоминающим вросший в землю древесный пень. Это не неумение передавать на полотне действительность, а скорее желание продемонстрировать единство природы и творения человеческих рук. Для него и поросший травой холм, и старинный храм, и бредущая по склону человеческая фигурка — явления одного порядка.

Винсент Ван Гог. Мост Ланглуа в Арле

1888 г. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

Для художника этот мостик стал чем-то вроде особой вехи в жизни. Самоучка, постоянно подвергавшийся насмешкам, с неуживчивым и странным характером, Ван Гог был одержим живописью, он работал даже в состоянии сильнейшего душевного расстройства. И мост Ланглуа он писал много раз: пробуя свои силы в масляной, акварельной живописи, изображая мост в солнечную погоду, под облачным небом, в каплях дождя. Пока, наконец, не создал один из лучших его образов — легкий и яркий.

Винсент Ван Гог. Спальня Винсента в Арле

Октябрь 1888 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

В Арле (на юге Франции), где художник поселился в 1888 году, он окончательно формирует свой особый живописный стиль — яркий, насыщенный. Но, увы, здесь же усугубляется и его психическое состояние. Вся жизнь Ван Гога — иллюстрация к размышлениям на тему, какова плата за талант и насколько тонкой является грань между гениальностью и безумием. Ну а что касается картины, то художник создает несколько ее вариантов в качестве «открытки для родных».

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля

1885 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Сам художник писал своему брату так: «Полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду». И в самом деле, слово «тяжесть» пожалуй, первым приходит в голову при взгляде на эту картину. Мрачный колорит, землистые от усталости лица «едоков», тяжелые движения людей, привыкших перетаскивать неподъемные тяжести и работать — до отупения и надрыва. Все персонажи довольно чисто и аккуратно для крестьян одеты, у женщин — светлые чепчики и воротнички. Но все же картина оставляет тягостное чувство. Это действительно символ труда, но не созидающего, а безысходного.

Винсент Ван Гог. Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари

5 июня 1888 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

«Только опыт и. труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное» — слова Винсента Ван Гога. Он рисует всегда, рисует везде, и на этой картине художник в очередной раз пробует себя в несвойственной манере: не густые темные мазки краски, а легкие, почти акварельные. Такая техника придает изображению легкость, мы верим, что еще несколько минут — и лодки, управляемые людьми, соскользнут в море.

Читайте также  Картина "колизей", антонио каналь (каналетто), 1745

Винсент Ван Гог. Старая мельница

1888 г. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало

Художник всегда находил нечто живописное и привлекательное в старых, обветшавших постройках, которые никогда бы не привлекли внимания другого мастера. Ему казалось интересным представить потенциальному зрителю историю — историю дома, историю человека, историю старого дерева. Мельницы, сараи, мосты для него почти живые существа. Попробуйте убрать из левого нижнего угла фигуры, судя по всему, старика и старушки, и картина утратит часть своего символического звучания.

Винсент Ван Гог. Вид на Арль, цветущие сады

Апрель 1889 г. Новая пинакотека, Мюнхен

К сожалению, в Арле не сохранился дом на площади Ламартин, где жил Винсент Ван Гог. Зато в изобилии сохранились созданные им картины: вот над полем Арля кружатся вороны, вот раскинулись под солнцем виноградники, вот жители Арля работают в поле. «Цветущие сады» написаны в спокойной, нежной гамме, что не слишком типично для этой местности с ее буйством природных красок. В Арле Ван Гог мечтал устроить творческую колонию художников-единомышленников, но, увы. Организатор из него получился не очень толковый.

Винсент Ван Гог. Арлезианка (портрет мадам Жину)

1888 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В кафе рядом с площадью Ламартин в Арле Ван Гог часто проводил время. Например, он встречался там с Полем Гогеном и обсуждал с ним будущую колонию художников. Кафе принадлежало супругам Жину, они же были владельцами дома, где художник снимал помещение. Арлезианка мадам Жину встречается нам на полотнах Ван Гога неоднократно, причем на портрете из музея Метрополитен она предстает в традиционном народном арлезианском наряде. Конечно, на желтом фоне.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея

Январь 1889 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Феликс Рей в 1889 году практиковал в больнице Арля, куда был доставлен Ван Гог (впоследствии он проходил лечение в упоминавшейся больнице в Сен-Реми-де-Прованс). Судя по всему, молодому эскулапу удалось завоевать доверие талантливого больного, и художник пишет его портрет, ставший впоследствии одним из самых известных его произведений. Увы, Рей, видимо, был человеком добрым, но совершенно чуждым искусству: портрет был им засунут в чулан и сохранился чудом. Картина не раз меняла владельцев, прежде чем попала в ГМИИ.

Арлезианка. портрет мадам жину, ван гог

Арлезианка. Портрет мадам Жинуа. Сен-Реми, февраль, 1890.
Холст, масло, 60х50. Рим, Национальная Галерея современного искусства

Ключевые слова этой страницы: Арлезианка. Портрет мадам Жинуа. Сен-Реми. Картина, живопись, рисунок, фото женщины — постимпрессионизм или импрессионизм, виртуальная галерея изобразительного искусства, экспрессионизм, едоки картофеля, современное искусство, кипарисы и желтое солнце, фотографии картин, Vincent Van Gogh, Арль и Овер, Винсент Ван Гог, странный художник, голландский художник, портрет доктора Гаше, искусство.

» Ж ажда жизни» Повесть о Винсенте Ван Гоге американского писателя Ирвинга Стоуна, сыгравшая огромную роль в популяризации творчества художника во всем мире. Написанная в 1934 году, эта повесть и по сей день остается одним из самых захватывающих повествований о жизни художника. Автор книги лично посетил все места, связанные в жизнью Ван Гога, и повстречался с людьми, лично знавшими его. Учитывая исключительную важность и ценность этой работы, мы публикуем ее здесь полностью.
П ролог — Л ондон — Б оринаж — Э ттен — Г аага — Н юэнен — П ариж — А рль — С ен-Реми — О вер

» Ч еловек и художник» Монография русского искусствоведа Нины Дмитриевой о жизни и творчестве Ван Гога. Подробное и внимательное исследование пути художника от раннего периода творчества до последних дней жизни. Автор отбрасывает в сторону все шаблоны о Ван Гоге, пытаясь самостоятельно постичь глубину и смысл его философии и картин. Множество неожиданных, интересных мыслей и выводов делают эту работу крайне ценной среди других ей подобных.
Ж изнеописание — Б оринаж — Г аага — Д ренте — П ариж — А рль — С ен-Реми — О вер — В ан Гог и литература — Н аследие Ван Гога

Роберт Уоллэйс
«Мир Ван Гога»

» М ир Ван Гога» Достаточно подробное и интересное биографическое исследование о Ван Гоге американского критика и искусствоведа Роберта Уоллэйса, впервые опубликованное в 1960 году. Изобилует множеством подробностей и фактов из жизни Ван Гога. Значительное внимание уделено художникам, работавшим рядом с Ван Гогом — Гогену, Тулуз-Лотреку, Сера.
Н еудачник и бродяга — М иссия в искусстве — П аломничество в Париж — Д рузья и влияния — Ю жное солнце Арля — Г оген в раю — И скусство, рожденное отчаянием — П оследняя вспышка великого гения

П исьма Ван Гога Немногие из художников, взявшись за перо, оставили нам свои наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими в области живописи. Прежде всего это Микеланджело, Леонардо и — Ван Гог. Письма Винсента к брату Тео — это поразительный человеческий документ, свидетельствующий не только о трагическом пути художника, но и о том, какая огромная работа, какое духовное содержание стоят за каждой картиной этого не признанного при жизни человека.
1 888 — 1 889 — 1 890

«Меня часто огорчает, что живопись похожа на скверную любовницу, которая постоянно требует денег, которой всегда их мало; я говорю себе, что, даже если у меня порой и получается приличный этюд, его все равно было бы дешевле у кого-нибудь купить. Остается одно — надежда на то, что со временем начнешь работать лучше, но и эта надежда — мираж.»

Арлезианка. портрет мадам жину, ван гог

Д. Перова, Н. Гомберг

Музей д’Орсе Париж

Официальный сайт музея: www.musee-orsay.fr

Адрес музея: Париж, ул. Рю де Лилль, 62.

Проезд: на метро — до станции Solferino (линия 12), на скоростном поезде RER — до станции Musee d’Orsay (линия С), на автобусе — линии 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.

Телефон: +33 (0) 1 40 49 48 14.

Часы работы: вторник — среда, пятница — воскресенье: 9:30–18:00, четверг: 9:30–21:45, посещение групп: вторник — суббота: 9:30–16:00 (четверг до 20:00).

Кассы прекращают работу в 17:00, по четвергам — в 21:00.

Посетители должны покинуть музей за 30 минут до закрытия.

Музей закрыт по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Цены на билеты: Полный — 8 €, льготный (для лиц 18–25 лет, для всех посетителей с 18:00 по четвергам, с 16:30 по остальным дням) — 5,50 €.

Вход бесплатный для детей до 18 лет, посетителей с ограниченными возможностями с одним сопровождающим, для всех в первое воскресенье месяца.

Фото- и видеосъемка запрещены.

Групповое обслуживание: Для групп обязателен предварительный заказ. Кроме входных билетов должны быть оплачены регистрация группы и экскурсия. Плата за регистрацию — 40 €.

Плата за экскурсию для группы численностью от 5 до 25 человек (продолжительность посещения 1 час/90 минут): полная стоимость 75 €/120 €, льготная стоимость 45 €/75 €.

Информация для посетителей: Пальто, большие зонты, рюкзаки и сумки необходимо сдать в раздевалку. Крупногабаритные вещи (более чем 40x60x60), ценности, аппаратура и документы на хранение не принимаются.

Музей д’Орсе предлагает аудиогиды на русском языке, цена — 5 €.

На входе в музей расположены книжный магазин, магазин подарков.

Великолепный ресторан на первом этаже музея является историческим памятником, он открылся еще в 1900. Уютное «Кафе дю Лион» предлагает широкий выбор блюд и систему самообслуживания, а демократичный «Бутик дю Парви» — напитки и закуски.

Впечатляет, конечно, когда крупные музеи размещаются в бывших императорских дворцах — как, например, Прадо или Эрмитаж, здания и интерьеры которых являются произведениями искусства. С другой стороны, вряд ли кого смущает тот факт, что Дрезденская галерея или Национальная галерея в Лондоне располагаются на месте бывших конюшен, а флорентийская Галерея Уффици — в здании, первоначально предназначенном для размещения учреждений городской администрации.

А во Франции есть музей, который возник прямо на вокзале. Впрочем, и здесь без коронованных особ не обошлось. В самом центре Парижа, на левом берегу Сены, произрастал сад королевы Маргариты де Валуа, супруги Генриха IV. В первом десятилетии XVIII века здесь началось строительство набережной д’Орсе, а в первой трети XIX столетия на ней появилось здание Дворца д’Орсе, которому не суждено было долго простоять. На протяжении полувека в нем размещались Министерство иностранных дел, Счетная палата и Государственный совет, а в 1871 во время Парижской коммуны дворец был сожжен.

Мысль о строительстве на этом месте музея возникала еще в XIX столетии. В начале 1890-х знаменитый скульптор Огюст Роден выполнил по заказу государства проект портала предполагаемого храма искусств, изображающего Врата Ада из «Божественной комедии» Данте. Однако строительство так и не было начато (гипсовая модель барельефа «Врата Ада» сейчас находится в экспозиции д’Орсе).

Почти через тридцать лет после устроенного коммунарами пожара на этом месте началось строительство вокзала для железной дороги, связывавшей Париж и Орлеан. В объявленном конкурсе архитектурных проектов победила работа Виктора Лалу, органично вписавшая новое здание в исторический облик города: оно гармонично сочетается и с Дворцом ордена Почетного легиона, расположенным по соседству на Рю де Лилль, и с находящимися на противоположном берегу Сены Лувром, и с садом Тюильри. Металлические конструкции — последнее слово в тогдашнем строительстве — были искусно скрыты за великолепными каменными фасадами.

«Вокзал прекрасен и напоминает дворец искусств», — писал в 1900 художник Эдуар Детай. Тогда эта мысль казалась слишком экстравагантной. Вокзал д’Орсе построили быстро, за два года (нужно было успеть к открытию Всемирной выставки в 1900), он прекрасно справлялся со своими обязанностями. Но к началу 1940-х уже изрядно устарел, перестал использоваться по назначению и постепенно пришел в негодность, а занимавшие здание различные конторы не поддерживали его в должном состоянии. Однако оно уже тогда стало служить искусству, используясь в качестве декорации для киносъемок (Орсон Уэллс снимал там свой знаменитый «Процесс» по роману Франца Кафки) и став пристанищем для Театральной компании Жана-Луи Барро и Мадлен Рено.

Здание ветшало, в начале 1970-х его даже решили снести. Но в октябре 1977 было принято официальное решение о создании на месте бывшего вокзала музея д’Орсе, посвященного искусству второй половины XIX — начала XX века (а в следующем году творение Виктора Лалу было признано памятником архитектуры).

В конце 1970-х Парижу действительно нужен был еще один музей. И вот почему.

В Лувре, открывшемся в революционном Париже в 1793, хранились бесценные произведения прошедших веков из коллекций французских монархов. Для работ современных мастеров существовал Музей Люксембургского дворца. В его собрании были работы Энгра, Делакруа и Давида. Кстати, Людовик XVIII определил следующую схему проверки художественного творения временем: если в течение десяти лет после смерти художника или скульптора его работы в Музее Люксембургского дворца признавались неоспоримыми шедеврами, то их необходимо было перенести в Лувр. Так решался вопрос комплектации этих двух музеев.

В 1929 коллекция импрессионистов Музея Люксембургского дворца была целиком передана Лувру. В 1937 остальные произведения живописи и скульптуры попали в новый Музей современного искусства, частично разошедшись оттуда по разным собраниям. В 1947 работы импрессионистов из Лувра перенесены в галерею Жё-де-Пом, которая оказалась слишком мала для их экспонирования. Решением этой проблемы и стало превращение заброшенного здания вокзала д’Орсе в музей искусства второй половины XIX — начала XX века. Художественные произведения, кочевавшие из собрания в собрание, обрели свой дом.

В превращении вокзала в художественный музей были учтены архитектурные особенности творения Виктора Лалу. Оформление интерьеров велось под руководством Гае Ауленти.

Музей торжественно открыл президент Франсуа Миттеран 1 декабря 1986. Перед зрителями были представлены не только произведения живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, но и фотографии, до этого времени не выставлявшиеся ни в одном французском музее, а также архитектурные проекты, отразившие развитие парижской архитектуры второй половины XIX столетия.

Осенью 2011 музей д’Орсе вновь открылся после очередной реконструкции. Она обошлась в сумму более 20 миллионов евро, причем государство выделило лишь треть. Собственно, с самого начала было ясно, что денег явно недостаточно.

И тогда директор музея Ги Кожеваль предложил остроумную идею: пусть деньги для д’Орсе заработают те, кто в нем выставляется. Из 200 шедевров были сформированы две передвижные выставки, посвященные импрессионизму и постимпрессионизму, которые отправились в путешествие по странам и континентам и собрали почти 13 миллионов евро, после чего благополучно вернулись в свои родные стены — обновленное здание бывшего вокзала д’Орсе.

Арлезианка. портрет мадам жину, ван гог

Художник часто изображал танцовщиц кабаре. Одной из его любимых моделей была Джейн (Жанна) Авриль, с которой живописца связывала искренняя дружба. Джейн ценила его искусство и соглашалась позировать, а художник восхищался ее мастерством танцовщицы.

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) Женщина с перчатками 1890. Картон, масло. 54×40

Анри де Тулуз-Лотрек часто писал женщин, но никогда не приукрашивал их. Он был беспощадным и справедливым критиком, подмечавшим все нюансы и недостатки внешности. Однако некоторые портреты говорят об искреннем восхищении художника своей моделью.

«Женщина с перчатками» написана в саду папаши Фореста, бывшего фотографа, который разрешал Лотреку в нем работать. Там модели представали в естественном освещении, которое художник старался использовать для выявления особенностей их характера. Его не интересовали импрессионистические искания верной передачи световоздушной среды в конкретный момент времени. Мастеру был важен только человек, на психологически точную характеристику которого он отдавал все силы. «Женщина с перчатками» кажется гордо-отстраненной от зрителя. Ощущение дистанцированности усиливает легкая вуаль, служащая преградой между ней и художником, хотя ее прозрачная ткань не прячет чистого, строгого профиля и нежной кожи модели.

Винсент Ван Гог (1853–1890) Арлезианка (Портрет мадам Жину) 1888. Холст, масло. 92,3×73,5

Судьба Винсента Ван Гога, несомненно, одна из самых трагичных в мире искусства. Гениальный художник-самоучка, упорным трудом добившийся становления своего стиля, но так и не увидевший признания, глубоко страдавший сам и чрезвычайно чуткий к чужой боли, пораженный душевным недугом, покончил с собой в возрасте 37 лет, не захотев продолжать бесконечную борьбу с жизнью.

Мадам Жину была хозяйкой кафе в Арле, где Ван Гог поселился в поисках ярких красок юга Франции и мечтах об организации художественной мастерской, в которой могли бы творить исповедовавшие схожие взгляды живописцы. Портрет много значил для Ван Гога, поскольку в нем удалось запечатлеть нравившийся ему типаж арлезианской женщины. Работа была выполнена всего за час, художник не старался скрасить недостатки внешности своей модели, даже намеренно подчеркнул их, чтобы явственнее проступила ее душевная красота. Мадам Жину всегда была добра к восторженному и экзальтированному живописцу.

Винсент Ван Гог (1853–1890) Танцевальный зал в Арле 1888. Холст, масло. 65×85,5

В Арле, куда по приглашению Ван Гога приехал для совместного творчества Гоген, художники, несмотря на скудность финансовых средств, посещали увеселительные заведения, которые давали им не только эмоциональную разрядку, но и богатый материал для живописи.

Тематика полотна «Танцевальный зал в Арле» схожа с многочисленными интерьерами парижских кабаре Тулуз-Лотрека, а манера письма напоминает клуазонизм Гогена, характеризующийся работой цветовыми пятнами внутри четкого контурного рисунка, наподобие витражного искусства. Однако в отличие от Тулуз-Лотрека, который писал подмеченные сценки из жизни завсегдатаев кабаре или выступления артисток, Ван Гога интересовало психологическое состояние человека, оказавшегося в безликой толпе танцующих людей. При яркости и праздничности полотна в нем звучат тревожные нотки одиночества в запруженном народом пространстве.

Винсент Ван Гог (1853–1890) Звездная ночь 1888. Холст, масло. 72,5×92

По прибытии в Арль, природа которого очаровала художника, им овладела идея написания картины, отражающей все великолепие южной ночи. Мастеру часто казалось, что это время суток расцвечено более яркими красками, чем день.

Завораживающее полотно «Звездная ночь» стало воплощением этой идеи (одним из нескольких вариантов). Мистическая картина синих неба и воды, мерцающего сияния звезд и длинных световых дорожек от фонарей на водной глади — это ночь, дарящая людям покой и любовь. Она манит зрителя, раскрывая ему свои объятия, дышит тайной и каждому сулит надежду.

Беспокойные мазки Ван Гога, придающие неизъяснимую трепетность живописной поверхности его холстов, в этом произведении подчинены спокойному ритму, рождающему ощущение мерного плеска воды и дрожащих огней.

Винсент Ван Гог (1853–1890) Церковь в Овере 1890. Холст, масло. 94×74

Ван Гог поселился в Овере (Овер-сюр-Уаз) после прохождения лечения в психиатрической клинике. Данное полотно создано за месяц до трагической смерти художника. Он изобразил восточный фасад церкви Богоматери в Овере с готической апсидой XII века и возвышающейся над ней колокольней. Верно передав на холсте соотношение основных объемов здания, художник все же подчинил его архитектуру своему видению: не стремясь к фотографически точному воспроизведению, мастер показал скорее ее личное восприятие.

В работе очевидно не только любование старинной постройкой, но и размышление о церкви как доме Божьем, символе спасения человека в вере. В начале жизненного пути Ван Гог был проповедником, неся в бельгийском шахтерском городке Слово Божье в страстном желании служить людям… Вероятно, обращение художника к образу церкви в конце жизни не случайно.

Символизм

Пьер Боннар. Белый кот. 1894

Эмиль Бернар (1868–1941) Мадлен в Лесу Любви 1888. Холст, масло. 138,5×86

Романтическое название данного полотна имеет вполне объяснимое толкование. Лес Любви — это не миф и не сказка, а реальный, расположенный вблизи города Понт-Авенлес, в котором часто работали художники. Нарисованная Бернаром девушка — его младшая сестра Мадлен, находившаяся в ту пору в нежном семнадцатилетнем возрасте, нравившаяся многим живописцам, в том числе Гогену.

Героиня показана лежащей на зеленом холме, пологий склон которого мягко спускается к реке Авен. Ее серое платье перекликается с цветом речной воды, уравновешивая композицию. Мадлен, изображенная в рост и занимающая почти всю ширину холста, словно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Ирвинг Стоун
«Жажда жизни»

«Человек и
художник»

Тео Ван Гог,
брат Винсента