Арест пропагандиста, репин - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Арест пропагандиста, репин — описание картины

Картина Репина «Арест пропагандиста» Описание и секреты картины

Арест пропагандиста

В 1880 году Репин начал писать «Арест пропагандиста»
Он ра ботал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стои ла художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на пропагандисте. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетят ся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высво бодиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энер гию, волю к борьбе.

Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм рево люционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотро нуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом — все это делает его образ почти гротескным.

Другие фигуры — производящие обыск становой пристав, кан целярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно со чувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опас кой посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), — все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.

В «Аресте пропагандиста» самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, дей ствие которой происходит в интерьере, тщательно выписав не обходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру рево люционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движе ния. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропаган диста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В «Аресте пропагандиста» Репин создает образ, типичный и для других его картин на революци онную тему.

В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина «Арест пропагандиста» раскрывает одиночество ре волюционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою > жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимав шего окружающую действительность, свое время.Картина Арест пропагандиста Репин

Нередко эскизы — даже у больших художников — несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам.

Часто в эскизе художнику удается передать свой тамысел, будь то живописный цвет, свет, тон, форма, характер или экспрессия движения, чего при дальнейшей разработке в картине иногда просто в силу технических условий не удается передать так же хорошо.


И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест, пропагандиста»

Как на пример могу сослаться на эскиз к картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Той насыщенности красным, который достиг художник в эскизе, он не добился в картине, поэтому в ней ему не удалось в такой же степени, как в эскизе, раскрыть драматизм события.

Зачем нужен эскиз
Итак, важно, чтобы учащиеся упражнялись в составлении эскизов — этим путем онп приучаются понимать, каковы могут быть цели картины и какими средствами они дожигаются; при этом развивается также вкус и интеллект будущих художников.

Надо сказать, что к составлению эскиза обычно прибегают все художники, задумавшие ту или иную картину. Пока картина существует только в мыслях или мечтах, она еще не живет. Она делается реальной и ясной самому автору, только будучи перенесена на холст или бумагу.

Так как будущие художники должны быть подготовлены к созданию произведения па определенную тему, на определенный сюжет, то обычно во всех художественных школах большое значение придают вопросам композиции. В различных школах и в различные периоды изменялись темы композиций. В годы наиболее сильного влияния старой академической школы, в XVIII веке и в первой половине XIX века, в учебных композициях домини— эвали темы религиозные, мифологические и исторические. Во второй половине XIX века, в период развития передвижничества, получили широкое распространение темы бытовые.

Когда я руководил мастерской живописи в Высшем художественном училище при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, работа над композицией велась следующим образом. При каждой перемене модели для этюда ученики представляли эскизы, которые тут же и обсуждались публично. Эскизы создавались на свободно выбранные самими учащимися темы или на темы, данные мною. Последние бывали сюжетные или пластического порядка; например, в эскизе нужно было изобразить полураздетую человеческую фигуру на фоне белой стены, в тени от лиственного дерева, или две ярко одетые человеческие фигуры рядом с двумя крупными домашними животными в условиях серого летнего дня. При этом размеры эскиза задавались мною, например: 50×40 см, 40×70 см и т. д. Все принесенные эскизы выставлялись в мастерской и коллективно обсуждались. Так как тут, естественно, затрагивались и общие вопросы композиционного порядка, эти беседы не проходили для учеников бесследно в отношении их художественного, творческого развития. В связи со всем сказанным по поводу эскиза сошлюсь на некоторые эскизы известных мастеров.

Эскизы И. Е. Репина к картине «Арест пропагандиста»
свидетельствуют о том, как первоначальная мысль развивалась, получила конкретное разрешение, как композиция дополнялась необходимыми деталями (чемодан с бумагами) и персонажами (полицейский чиновник, писарь и другие).
И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест пропагандиста». 1879


И. Е. Репин. Первоначальный вариант картины «Арест пропагандиста». 1878

Значение эскизов

Эскиз-набросок всем известной репинской картины «Иван Грозный» выясняет, какое расстояние может отделять первоначальный незначительный набросок от драматической, необыкновенно экспрессивной и колоритной картины. В то же время и по этому наброску можно видеть, как основная художественная мысль, подобно ведущему мотиву в музыкальной пьесе, все время руководит работой художника.

Эскиз Сурикова к картине «Степан Разин» интересен не тематическим решением, как эскизы Репина, а тонально-живописной стороной, которая видна и понятна даже в бескрасочной репродукции. Кто помнит картину, может подтвердить, что намеченный в эскизе контраст живописного тона лодки и людей по отношению к пейзажу проведен художником и в картине, играет главную роль в ней.

В «Святом семействе» Рембрандта особенно ясно виден творческий план гениального мастера и приемы, которыми он пользуется, чтобы выявить свет, сияющий в этой картине и ставший здесь главным средством выражения. Чтобы провести поток света через всю картину, в левом углу ее помещена группа вовсе не обязательных для данного сюжета летящих и освещенных ангелов, затем свет централизуется на фигуре женщины, на детской люльке с ребенком, на полу.

Особенно много света сосредоточено на фигуре женщины; открытая книга, которую она держит в руках, самое интенсивное светлое пятно в композиции. Для сюжетного решения этой картины не было крайней необходимости вводить книгу. Она нужна была художнику как светлое пятно, как предмет, отбрасывающий рефлексы на лицо и фигуру женщины. А как мастерски введен Рембрандтом контрастный тон темного фона, настолько выдержанный в силе, что мужская фигура в глубине почти сливается с ним! Законченная картина приводится здесь для того, чтобы дать пример гениально проведенной художественной идеи, которая может быть задачей эскиза.

Помимо световых эффектов, в эскизе могут быть найдены живописные отношения, тон, форма, экспрессия движения и т. д.
Разработкой в эскизе одного только сюжета, без поисков решения какой-нибудь художественно-пластической задачи, не достигается художественная выразительность картины.

При составлении эскиза очень важно выбрать его пропорции, формат. Само собою разумеется, что для эскиза с сюжетом, требующим горизонтального решения композиции как например, «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, надо брать соответствующего формата холст. Наоборот, эскиз портрета стоящей фигуры заставит брать вертикальную рамку (можно сослаться на портрет Дениса Давыдова Кипренского). Тут не может быть стандартных пропорций и размеров. Картинная плоскость используется не только для того, чтобы вкомпоновать определенный сюжет — в этой плоскости надо выразительно расположить художественные элементы, например световые или живописные пятна, сильно освещенные формы и уходящие в фон затенения.

Упражнения в композиции, в составлении эскизов следует начинать, как и многое другое в искусстве, с несложных, простых заданий; например, вкомпоновать в данную рамку одиночную фигуру: милиционер на посту, стряпуха, у которой вскипает суп в кастрюле, плотник на стройке дома и т. п. Затем можно переходить к более сложным не только по числу фигур, но и по композиционным задачам.

Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.

Описание картины И. Е. Репина «Арест пропагандиста»

Картина «Арест пропагандиста» писалась И. Е. Репиным с 1880 по 1889 год. В 1892 году художник вновь вернулся к полотну, чтобы внести в нее некоторые изменения.

Трудности возникли у художника при работе над образом революционера. До Репина еще никто в живописи не обращался к теме народовольчества. Репин стремился воплотить в образе пропагандиста типичные черты настоящего борца за народное дело, человека, который готов отдать жизнь в борьбе за социалистическую идею.

Центральное место на картине занимает образ главного героя. Мгновение назад пропагандист был схвачен. Его волосы взлохмачены, рубаха расстегнута на груди, взор полон гнева и лютой ненависти. Он пытается высвободиться, но его руки скручены, и его крепко держит понятой. Внутренняя сила словно ищет выхода — неспроста урядник с красным лицом и толстым носом держится чуть в стороне, словно опасается дотронуться до смутьяна. Рядом суетится сотский.

Другие персонажи на полотне – несколько мужиков, пристав, сыщик, канцелярист – помогают до конца понять сюжет. С абсолютно равнодушными лицами взирают они на все происходящее. И только девушка в дверях, кажется, сочувствует арестованному.

Для изображения образа революционера живописец нашел самые яркие краски (алая рубаха, рыжеватые волосы). Художник подчеркнул внутренний порыв, непреклонность главного героя, показал его способность к подвигу. Явственно звучит на полотне трагическая нота – революционер оказался совершенно одинок, а его идеи, ради которых он отдал жизнь, остались чужими, не понятыми. Русское крестьянство не только не приняло «народников» — зачастую сами мужики становились доносчиками.

Так в картине «Арест пропагандиста» Репин сумел показать крушение надежд революционеров-народовольцев. И в этом проявилась особая зоркость художника, так правильно осознававшего окружающую его действительность.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Арест пропагандиста», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>

Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Читайте также  Описание картины "лунная ночь. купальня в феодосии", айвазовский, 1853

Прочитать полностью >>

Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин

читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>

Стильно и недорого — как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Глава одиннадцатая

На выставке 1891 года экспонировалась законченная Репиным, давно начатая им картина «Арест пропагандиста».

Сделав эскиз масляными красками в 1878 году, Репин продолжал работать над этой темой в следующем году, судя по подписям под двумя эскизами-рисунками, датированными 1879 годом. Отвергать эту датировку у нас нет оснований. Эскизов для картины было, вероятно, больше. Если бы можно было сличить их все, стала бы ясна их последовательность. Определить при настоящих условиях, который из двух эскизов является более ранним, очень затруднительно.

В эскизе, принадлежащем Гос. Русскому музею, художником внесены в композицию существенные изменения. Перед стоящим у столба пропагандистом мы видим на переднем плане женщину, заслонившую фигуру старика, и молодого крестьянина, которого не было в первоначальном варианте. В дверях, в глубине, появляется еще один крестьянин в шапке. Ясно выделен персонаж в штатском, очевидно, письмоводитель, читающий бумагу, ранее изображенный в профиль у правого края картины. Справа, в проеме двери, ведущей в отделенную перегородкой часть комнаты, стоит молодая женщина, которая особенно сочувственно смотрит на арестованного. Она является прообразом соучастницы пропагандиста в конечном варианте картины. Поза читающего бумагу сходна с позой исправника в той же картине.

Эскиз, хранящийся в Третьяковской галерее, ближе к первоначальному варианту композиции. Она более расплывчата. Еще не намечена перегородка в правой части комнаты, и вся правая часть рисунка, где на дальнем плане много фигур, решена весьма близко к первому варианту. Так же близка к нему и левая группа с фигурой старика-крестьянина. На него направлен сосредоточенный взгляд пропагандиста, привязанного к столбу. Характер лица молодого человека отличен от картины 1878 года. Обращают внимание густые темные волосы, отброшенные назад. Возможно, что прототипом для него послужил этюд масляными красками 1878 года (Художественный музей в Рязани). Их сближают темные глаза, темные волосы и маленькие усы. Изба показана более просторной (на левой стене не одно, а два окошка), в ней много народа, дверь в глубине ее раскрыта и, идя от двери, приближается к середине комнаты бородатый, самодовольный мужчина, какой-нибудь богатей-лавочник, типичный кулак.

Этот мотив сближает данный эскиз по содержанию не с первым, а с последним вариантом картины. Подобной фигуры нет в эскизе Русского музея, несмотря на то, что многое заставляет считать его исполненным позже эскиза, принадлежащего Третьяковской галерее.

Объяснение может заключаться в том, что рисунок, принадлежащий Русскому музею, в сущности не является эскизом, но зарисованной с натуры художником инсценировкой. В этом убеждают, как характер самого рисунка, так и необыкновенно интересный и типичный для творческого метода Репина факт переделки в более позднее время давно выполненной работы. То же произошло и с рисунком, принадлежащим Русскому музею, ранее находившимся в собрании Н.Д. Ермакова. В своем первоначальном виде этот эскиз был воспроизведен в посвященном Репину альбоме, изданном в 1912 году журналом «Солнце России». Здесь голова пропагандиста, безусого и безбородого, голова, ничего не выражающая, ясно выдает весь характер рисунка как проверочного, зафиксировавшего позировавших Репину крестьян в нужных ему позах. Очевидно, впоследствии Репин, желая придать рисунку некое самостоятельное значение, перерисовал голову пропагандиста. Он придал ей тот характер, какой она имеет в последнем варианте картины, а также, может быть, использовал ту портретную зарисовку, которую мы находим на листе с одним из набросков композиции картины «Отказ от исповеди».

Подсобный характер рисунка может объяснить и тот факт, что в дверь входит не кулак, а просто какой-то крестьянин, образ которого в данном случае совсем не интересовал художника.

В Музее Революции в Москве находится рисунок, где облик молодого пропагандиста тождественен с образом в рисунке 1879 года (ГТГ). Не разработанный эскиз говорит о неустанных поисках художником композиции, являясь шагом куда-то в сторону. Репин оставил его незаконченным. В этом эскизе основная группа сосредоточена в левой части рисунка, правая сторона остается свободной и позволяет видеть заднюю стену с окном, около которого приютились ребятишки, выглядывающие на улицу. Эскиз, по-видимому, фиксирует момент, предшествующий появлению в избе полицейских чинов.

Незаконченный вариант картины, подписанный, но не датированный, находится в настоящее время в Народной галерее в Праге. Написаны: внутренность избы, фигура старика крестьянина, стоящего у окошка, опираясь на палку, и обернувшегося к арестованному, а также фигура молодого крестьянина, сидящего на скамье в глубине комнаты, не вошедшая в последний вариант картины. Он напряженно смотрит на беседующего с крестьянами человека (фигура которого оставлена в рисунке, как и все остальные персонажи). В данном случае мы не можем его считать становым, скорее помощником исправника.

Становой стоит перед арестованным в позе, которая была сохранена в конечном варианте картины. Фигуры сотского и понятых, окружающих молодого человека, близки к последнему варианту картины. Фигура читающего бумаги письмоводителя сохранена в той же позе, которая придана ему в рисунке 1879 года, принадлежащем Русскому музею. Над ним склонился крестьянин, смотрящий на бумагу через его плечо, в позе, близкой к позе сыщика в конечном варианте картины. В проеме перегородки за его спиной нет никого.

Близок к рисунку 1879 года, принадлежащему ГТГ, тип пропагандиста. У него короткие растрепанные волосы, молодое лицо.

В картине, бывшей на выставке 1891 года, тип пропагандиста снова был изменен, у него более худое нервное лицо, рыжие волосы. Он одет в красную рубаху и строением лица, цветом волос и рубахи близок к облику оратора в картине «Сходка». Руки его связаны за спиной, он стоит у столба, крепко упираясь в пол ногами. Стоящий за ним крестьянин держит его за правое плечо. Рядом с молодым человеком справа — фигура сотского, позу которого не так легко расшифровать. Он обращается к стоящему перед ним становому. За сотским видна голова еще одного крестьянина. Может быть, арестованного только что отвязали от столба и собираются увести из избы? Или, напротив, его хотят привязать к столбу? Об оказанном им при аресте сопротивлении свидетельствуют разорванные на левом колене штаны. Но сейчас арестованный не обращает никакого внимания ни на занятых им крестьян, ни на станового, читающего ему нравоучения. Он с ненавистью смотрит влево, на стоящего в тени у окна человека, который напоминает фигуру входящего в эскизе карандашом Третьяковской галереи. Справа, на переднем плане, исправник, сидя на стуле, читает вынутые из чемодана бумаги; над ним склонился молодой человек в штатском, с наружностью сыщика. Необыкновенно выразительна кисть его правой руки с длинными пальцами, опирающаяся на спинку стула. За дверями, в соседней комнате у притолоки перегородки стоит молодая женщина со встревоженным выражением лица. Перед нею молодой человек торжествующе потрясает пачкой книг. Слева, у окна, в которое скупо льется свет, — три старика-крестьянина; в глубине схожий с ними старик спит на скамье. Картина подписана 1880—1889 годами, но сохранились сведения о том, что еще в 1890 году Репин работал над главным действующим лицом.

Тип пропагандиста, несомненно, создавался в результате наблюдений над различными персонажами. Он довольно далек от этюда, написанного с Вентцеля, но не менее далек и от этюда, принадлежащего Художественному музею в Рязани. Этюд «студента-нигилиста» (1883, Дальневосточный Краевой Художественный музей в Хабаровске) и исполненный карандашей портрет К.К. Первухина (1885, ГРМ), по-видимому, вошли в создание образа, но наиболее устойчивым оставался тип, набросанный Репиным на листе, где была зафиксирована одна из первоначальных идей картины «Отказ от исповеди».

Картина «Арест пропагандиста» была приобретена Третьяковым. Но когда она после выставки возвратилась к художнику, он прежде, чем отправить ее в Москву, уничтожил фигуру спящего старика и заменил его другой, сидящей фигурой. Этот, какого-то неопределенного вида персонаж сидит прямо, положив руки на колени, и смотрит вперед угрюмым взглядом. Была переписана и голова девушки. Художник писал Третьякову в 1892 году: «. В картине «Арест» я переписал целую фигуру, в глубине. Вместе спящего мужика (очень частный случай) теперь сидит местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Не доносчик ли? Не вздумайте восстановлять: прежняя фигура соскоблена почти до грунта. Лицо девицы-сообщницы пришлось тронуть все: царапина приходилась на щеке» 1 .

Автор указал кого в картине надо считать доносчиком. Взгляд ненависти, обращенный к кулаку, объясняется не личными мотивами, а чувством отвращения к самому типу кулака-мироеда. Репин дал в картине следующий за изображенным в карандашном эскизе Третьяковской галереи момент. Кулак уже вошел в комнату и арестованный полуобернулся к нему. Введение в картину фигуры доносчика отбрасывало предположение о том, что душевное движение, выразившееся во взгляде арестованного, связано с его личной судьбой.

Трудно согласиться с И.С. Зильберштейном, что в картине изображены два доносчика и что это будто бы усиливало в картине «элемент предательства», жертвой которого стал пропагандист 2 . Повторение идентичного мотива могло только ослабить, а не усилить впечатление. Вся композиция была задумана в конечном варианте более динамической: пропагандист не привязан, его держат за плечи сотские.

Репин очень интересовался впечатлением, которое производила картина на зрителей. Обычно он приезжал в Москву, когда там открывалась Передвижная выставка, тем более он приехал туда со своей персональной выставкой. 13 февраля 1892 года он писал: «. Моя выставка здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпаются по широкой лестнице. «Арест в деревне» стоит и от этой картины, по выражению моего надсмотрщика Василия «отбою нет» . Вчера, в 1-й день открытия, было 500 человек. » 3 .

Читайте также  Автопортрет и портрет петра кончаловского, и. и. машков, 1910

Картина «Арест пропагандиста» была написана Репиным с большой тщательностью. Она может служить образцом его мастерства тонкого письма, изящной моделировки мелких форм. Прекрасно передана экспрессия. Характеристики всех персонажей картины изумительно закончены. Выпукло выражены их типические социальные и собственно индивидуальные черты. Этому способствует гибкий и точный рисунок. Особенно выразительны поза и жест руки сыщика 4 .

Чудесно обрисованы пятнами света и тени лица стариков-крестьян у маленького окошечка, в которое льется свет серенького дня. Богато разработана темная гамма картины. То, что она была закончена к началу 90-х годов чувствуется в том значении, которое придал художник цветовым пятнам. На темных тонах картины выделяются красная рубаха пропагандиста и голубая крышка открытого чемодана.

Картина была последним произведением, написанным на тему революционного народнического движения. Эта тема проходит в ряде картин художника, начиная с 1877 по 1891 год: «Под конвоем» («По грязной дороге»), «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста». И другие художники-передвижники касались сюжетов, связанных с революционным движением, они вдохновляли Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского, В.В. Верещагина — однако, никто из них по силе выразительности самой драматической ситуации и характеристики действующих лиц не сравнялся с Репиным. Достоинство Репина заключалось именно! в том, что в каждой из подобных композиций он показывал революционера рядом с представителями власти, либо в столкновении с ними («Отказ от исповеди», последний вариант «Ареста пропагандиста»), ставил героя в сложные отношения к его семье, или крестьянам (односельчанам?) в картинах «Не ждали» и в первом варианте «Ареста пропагандиста».

Необходимость изобразить драматическую коллизию во всей ее реальности, то есть раскрыть смысл общественного столкновения, заставила Репина работать в направлении все большей ясности и выразительности экспрессии, которая должна была раскрыть содержание картины. Мы видели на примере картины «Не ждали» как менялось это содержание в зависимости от того, какой образ делал художник центром своей композиции.

В эскизе «Тоска» Репин изобразил героиню в полном одиночестве и потерпел неудачу. Такая же неудача постигла художника с эскизом «Узник» (частное собрание, Москва). Вершиной психологической выразительности была законченная композиция «Отказ от исповеди».

Примечания

1. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. «Переписка», стр. 156.

2. И. Зильберштейн. «К истории создания картины Репина «Арест пропагандиста». «Искусство», 1949, № 3, стр. 81.

3. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр.164.

4. Подготовительные рисунки к этому персонажу показывают как упорно работал над ним Репин. На одном из листов — два наброска фигуры сыщика, указывающего на изобличающие арестованного бумаги. Его внешность еще мало выразительна. На другом листе та же тема становится более экспрессивной. Черты лица становятся подчеркнуто отталкивающими. В дальнейшем художник отказывается от этого приема и работает, в основном, над жестом, причем добивается максимума выразительности. На одном из листов сыщик изображен в профиль. Правой рукой он делает указующий жест, пальцем левой опирается на стул, (не изображенный художником). Левее его головы повторено изображение профиля в большем размере. Еще на одном листе сыщик изображен почти фронтально, в ясно обозначенном студенческом мундире. Правой рукой с вытянутыми указательным и средним пальцами он опирается на спинку стула, едва намеченную линиями. В левой, прижатой к туловищу руке папка с бумагами.

И.Е. Репин. Картины «Под конвоем», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и «Не ждали»

Впервые образ революционера-народника был показан в картинах Ильи Ефимовича Репина [1] «Под конвоем» (1876), «Арест пропагандиста» (1880—1889), «Отказ от исповеди» (1879—1885) «Не ждали» (1884). Под воздействием революционной ситуации еще с конца 1870-х тема народной жизни стала переплетаться в творчестве художника, как и в русском искусстве в целом, с темой революционной борьбы.

Картины Репина, посвященные движению народников, в частности народовольцев 1870-х — начала 1880-х годов, объединены необычайно своеобразным соотношением реальных эпизодов, вос

произведенных в сюжетах, и лежащего за ними идеального подтекста: почти за каждой сюжетной ситуацией легко угадывается соответствующий прототип евангельской легенды, и это делает картины не только внутренне цельными, но и совершенно уникальным явлением и в творчестве Репина, и во всей русской живописи второй половины XIX в.

Уникальность в данном случае касается именно искусства. Сама способность проецировать традиционные евангельские образы на события и фигуры окружающей жизни в высшей степени характерна для настроений российской интеллигенции той поры. Народническая «религия братства» опиралась на идею нравственного единства человечества, которая противопоставлялась укоренившемуся сознанию исторических различий эпох и характеров. Репин в пределах народовольческой серии осознавал себя непосредственным участником эмоционально-нравственного движения, захватившего широкие слои демократической интеллигенции.

Репин начал цикл небольшой картиной «Под конвоем. По грязной дороге». В ее основе — непосредственное натурное впечатление, что нетипично для цикла, в составе которого — полотна более сложные по сюжету и композиции. Вернувшийся из-за границы Репин, по-видимому, встретил на одной из российских дорог давно знакомую, но уже чуть подзабытую им сцену: по осенней грязной размокшей дороге ползет повозка с жандармами в мундирах и саблями наголо и арестантом (многие узнавали в нем Дмитрия Каракозова), возница нахлестывает уставших лошадей. Покосившаяся верста, уходящие вдаль телеграфные столбы. Перед нами почти этюд, хотя достаточно емкий и по смысловым ассоциациям, и по общему поэтическому содержанию. Необычайно актуальной и задевающей за живое была и прямая тема картины. Так же как в 1874 г., «из всех городов и весей» России начался беспрецедентный по своей массовости поход народников в российскую деревню, так годом позже последовал не менее массовый своз из российских деревень сначала в губернские остроги, а затем и в петербургские тюрьмы сотен и сотен арестованных народников- пропагандистов.

И.Е. Репин. Под конвоем. По грязной дороге (1876)

И все же репинский взгляд еще как бы с обочины — не только дороги, но и самого народнического движения. Здесь нет еще ни акцентированного момента, который делал бы нас непосредственными участниками события, как в более поздних вещах, ни человеческих характеров, по которым мы могли бы судить, как это будет позднее, кто именно в данном случае оказывается жертвой насилия. Здесь действуют прежде всего более обобщенные и более устойчивые для русского пейзажа акценты: и образ большой дороги, к концу 1870-х годов уже достаточно укорененный в живописи, и бесконечная вытянутость горизонта, образовавшаяся в искусстве второй половины XIX — начала XX в. как выразительный архетип придавленности деревенского российского мира. Поэзия русской жизни не отделена здесь от ее печали, а потому и свет и тень не разделены так резко, как в более поздних картинах.

И.Е. Репин. Каракозов Д.В. (за несколько минут перед казнью) (1866)

Каракозов был участником русского революционного движения, состоял в тайном революционном обществе в Москве. В начале 1866 г. принадлежал к революционному центру Ишутин- ского кружка, основанному в Москве в 1863 г. его двоюродным братом Н.А. Ишутиным. Весной 1866 г. прибыл в Петербург для совершения покушения на царя. Распространял написанную им рукописную прокламацию «Друзьям-рабочим», в которой призывал народ к революции. 4 апреля 1866 г. стрелял в императора Александра II у ворот Летнего сада в Петербурге. Верховным уголовным судом приговорен к смертной казни через повешение. Казнен на Смоленском поле в Петербурге.

В картине «Арест пропагандиста» главный герой — молодой революционер, схваченный жандармами.

И.Е. Репин. Арест пропагандиста (1880—1889)

Больших усилий стоила художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на революционере. Прообразом главного героя был студент-естественник Николай Вентцель (несколько эскизов к картине с его изображением выполнены карандашом и маслом). Он только что задержан, руки скручены назад. Рядом суетятся сотские и урядники. Герой словно еще силится высвободиться. Волосы растрепаны, рубаха расстегнута — во всей его фигуре скрытая энергия, воля к борьбе, гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Фигура стоящего рядом урядника с откинутой назад головой, предостерегающим движением рук, лицом с красным вспухшим носом усиливает героизм народника. Другие персонажи — производящие обыск становой пристав, канцелярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно сочувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опаской посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно, доносчик), — все они с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.

В «Аресте пропагандиста» само событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, действие которой происходит в интерьере, тщательно выписав необходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру революционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движения. Художник собрал самые яркие краски в фигуре пропагандиста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холод льющегося через окно света. Хотя художник и подчеркнул героизм народника, его внутреннюю красоту, силу, способность идти на подвиг, но его образ и трагичен — революционер одинок, он не понят теми, за которых он отдает свою жизнь.

Сюжет картины «Отказ от исповеди» был навеян стихами поэта, писателя Н.М. Виленкина (псевдоним Минский), опубликованными в нелегальном журнале «Народная воля» за 1879 г.

Прости, господь, что бедных и голодных Я горячо, как братьев, полюбил.

Прости, господь, что вечное добро Я не считал несбыточною сказкой.

Однако было бы неверно рассматривать картину как живописную иллюстрацию к этому тексту. Сохранившийся большой эскизный материал, относящийся к 1879—1882 гг., свидетельствует о том, как постепенно преодолевал художник жанровую трактовку сюжета.

Весь живописный строй картины, ее колорит с землистосерыми и черно-коричневыми тонами, темная камера смертника оказывают сильное эмоциональное воздействие.

И.Е. Репин. Отказ от исповеди (1879—1885)

Произведение решено в лаконичной форме двухфигурной композиции драматического диалога. Фигура священника, стоящего спиной к зрителю и против источника света, оказывается нейтральной, и все внимание сосредоточено на узнике, сидящем на тюремной койке, измученном ожиданием близкой смерти, но не сломленном духовно; с гневным презрением он отказывается от исповеди.

Чрезвычайно скупыми живописными средствами создана атмосфера замкнутого, глухого подземелья: фигуры обступает густой могильный сумрак, где едва мерцает тусклый лунный свет, выхватывающий из этой тьмы лицо арестанта. Гордое достоинство узника противопоставлено обескураживающей осторожности, с которой священник с крестом подходит к заключенному. Художник не показывает ни лица, ни жеста священника, но слегка наклонным крестом в руке священника передает его интонацию — обращение к арестанту без настойчивости, нерешительно и даже деликатно, поскольку уже знает, что от героя-народника не следует ожидать покаяния.

В ином плане решена картина «Не ждали», ставшая одним из выдающихся произведений русского искусства второй половины XIX в.

Об этой картине В.В. Стасов писал:

Картина Репина «Не ждали» — одно из самых великих произведений новой русской живописи. Картина заключала, помимо громадной талантливости исполнения, такую силу содержания, такую глубокую справедливость, такую горячность светлого чувства, что должна была тотчас же сделаться ненавистною до бешенства для всех людей с образом мыслей «Московских ведомостей».

В первоначальном варианте на эту же тему Репин изобразил неожиданное возвращение в свою семью революционерки-курсистки («Не ждали», 1883—1898): в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Картина была небольшого размера. Это произведение, привлекающее обаятельным образом главной героини (переписанное в 1890-е), не давало психологически сложного решения темы. Неудовлетворенный им, художник изменил замысел, представив вместо курсистки неожиданно возвращающегося, видимо, из ссылки революционера, и переработал всю композицию. Основная психологическая тема картины зазвучала в полную силу. Это позволило Репину перейти к работе над большим полотном, которое он писал, используя в качестве натурщиков родных и знакомых. Образ революционера с самого начала был задуман как собирательный. В 1884 г. картина экспонировалась на XII передвижной художественной выставке. Позднее Репин неоднократно возвращался к картине.

Читайте также  Картина «меншиков в берёзове», василий иванович суриков — описание

Героическая революционная тематика в картине «Не ждали» выступает в первичной форме жанровой картины современной жизни. Благодаря этому сама жанровая живопись и современная жизнь возведены в ранг исторической картины. Перед зрителем типичная интеллигентная семья в обычной ее обстановке.

Внутренней темой картины стала проблема отношений общественного и личного, основной задачей — убедительно показать именно неожиданность возвращения революционера, многообразие переживаний его самого и членов его семьи.

И.Е. Репин. Не ждали (1884)

В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. Каждый из персонажей обрисован и подан с исключительной силой. Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи-матери. Осунувшееся, обросшее бородой лицо с еще настороженным выражением, стоптанные грязные сапоги свидетельствуют о длительном и трудном пути, а нерешительная походка и вопросительный взгляд — о неуверенности в том, как примут его родные. С большим мастерством передано волнение, вызванное неожиданным возвращением главы семьи. Репин строит композицию как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха-мать только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову. Все застигнуты неожиданно, их переживания еше смутны и неопределенны. Это первый шаг встречи, узнавания, когда еше полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение — и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания. Благодаря этому решение не дается сразу готовым, а домысливается самим зрителем.

Используя старую традицию русской жанровой живописи, идущую еще от П. Федотова и развитую передвижниками, художник заставляет «говорить» даже вещи. Детали обстановки имеют разъясняющее сюжет значение. Так, портреты Шевченко и Некрасова — любимых поэтов русской революционной интеллигенции — свидетельствуют о политических симпатиях семьи революционера, а также в какой-то мере намекают на преемственность поколений. Между портретами помешена гравюра с популярной тогда картины К. Штейбена «Голгофа». Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в среде революционной интеллигенции того времени.

Если в «Отказе от исповеди» Репин обогащал реализм романтикой революционного подвига, то в картине «Не ждали» он успешно развивает традицию русской сюжетно-повествовательной бытовой картины, внося в нее глубокий психологизм. Надо отметить и историзм в понимании художником темы, умение дать зрителю почувствовать за конкретным моментом общее течение времени, связь различных этапов в развитии передовой общественной мысли.

Итак, вопросы исполнения наказаний волновали умы и сердца не только выдающихся правоведов, но и великих живописцев. Написанные в разное время и в разных странах картины отражают особенности этого правового института и его дальнейшего развития.

Загадка картины Репина «Арест пропагандиста»

Великий русский художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) создал много работ, которые, как принято считать, «изобличают самодержавие». Одной из них является его знаменитая картина «Арест пропагандиста».

Репин начал над ней работать в 1880 году, через несколько лет после того, как в России возникло революционное движение, получившее название «Хождение в народ». Тогда часть русской интеллигенции решила, что все зло в нашей жизни от царя, поэтому его можно и нужно «смести» народными бунтами. С этой целью молодые люди, которых называли революционерами-народниками, переодевшись в русские народные костюмы, отправлялись по деревням и селам, где пытались проводить пропаганду своих идей среди крестьян, подбивая тех бунтовать.

ПРОПАГА́НДА, пропаганды, мн. нет, жен (лат propaganda — букв то, что следует распространить). Распространение каких-нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовыхрабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложилперейти к злободневной политической агитации среди широких массрабочего класса.» История ВКП(б). «Свобода отправления религиозныхкультов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всемигражданами.» Конституция СССР.|| Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь. Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры. Пропаганда займа обороны СССР.

Крестьяне же, как правило, сдавали этих молодых людей жандармам и полиции. Именно это и попытался изобразить Репин.

Ни у кого не вызывает сомнений, на чьей стороне симпатии художника, который сам принадлежал к русской демократической интеллигенции. Но нас интересует не то, кто, по его мнению, являлся «хорошими», а кто «плохими парнями». Нас интересует другое. То, на что, обычно не обращают внимания, а, если и обращают, то не задаются вопросом, который, пожалуй, впервые с момента создания Репиным картины «Арест пропагандиста» будет поставлен в конце этой заметки. Пока же рассмотрим то, из-за чего этот вопрос возник.

Видите на переднем плане распотрошенный чемодан со вскрытым тайником, который называют «двойным дном»?

В таких контрабандисты перевозили контрабанду, а революционеры — запрещенную литературу. И здесь мы тоже видим в дальнем от нас, потайном отделении какие-то бумаги.

Еще одну пачку бумаг держит в руке радостный (видимо от того, что он ее нашел) полицейский на заднем плане.

Почему полицейский? Да потому что усатый, а усы тогда носили в основном военные и полицейские.

Очевидно, что это именно те бумаги, за которые «царские палачи» и повязали пропагандиста, перевоплотившегося в «добра молодца» в красной косоворотке, кафтане и фасонистых сапогах. Вон с каким торжеством демонстрирует молодой хлыщ в штатском важному чину в синем мундире листок точно такого же формата, что и в потайном отделении чемодана, что и в пачке, которую показывает из-за открытой двери усатый полицейский.

И это тот самый формат, который революционеры любили использовать для своих прокламаций.

ПРОКЛАМА́ЦИЯ, прокламации, жен. (лат. proclamatio — всенародное объявление). 1. Провозглашение, обнародование (книжн.). 2. Печатный или рукописный листок политического содержания, распространяемый с агитационной целью (чаще — о нелегальных листовках). Почка прокламаций. Разбрасывать прокламации.

И таких прокламаций на картине Репина «Арест пропагандиста», как мы уже видели, не мало. Причем, не факт, что мы видим все. Ведь, что-то при обыске могли и не обнаружить, а что-то пропагандист мог распространить до задержания.

А теперь, как и обещал, вопрос, который до сих пор никто не задавал:

Кому он все это вез, если в конце 19 века большинство крестьян не умело читать.

krest9nka

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». М. И. Глинка

Образ революционера в творчестве И.Е.Репина

И.Е.Репин. Автопортрет. 1878 год.

Сегодня мне хотелось бы рассмотреть серию картин Ильи Ефимовича Репина, посвященных русскому революционному движению. Эта тема имела особое значение в творчестве художника, в течение многих лет, он вновь и вновь возвращался к ней.

Впервые мы видим отражение интереса Репина к революционерам в картине «По грязной дороге», написанной в 1876 году . Возможно, её сюжет был навеян песней неизвестного автора «По пыльной дороге телега несется. На ней по бокам два жандарма сидят».

«Под конвоем. По грязной дороге». 1876 год.

Следующим в 1878 году появляется первый вариант картины «Арест пропагандиста». В центре — привязанный к столбу главный герой — пропагандист, справа — становой, просматривающий бумаги, выброшенные на пол из раскрытого чемодана. Вокруг народ, разнообразно реагирующего на событие. В этой и предыдущей картине выбран момент гонения, ареста, ссылки, главный герой испытывает тяжелые удары судьбы. В 1880 году Репин решает писать новый вариант «Ареста».

«Арест пропагандиста». 1878 год.

Второй вариант картины изменен композиционно. Здесь нет, как на предыдущем полотне двух противопоставленных фигур — революционера и стоящего напротив пожилого мужчины в светлом одеянии, лучше проработана тема одиночества главного героя.

«Арест пропагандиста». 1880-1892 гг.

В 1879 году Репин начал работу над знаменитой картиной » Отказ от исповеди «. Сюжет был навеян одноименной поэмой, которую художник прочел в 1879 году в «Народной воле». Через годы Владимир Стасов вспоминал: «Я помню, как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали «Исповедь» и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные. Ну, вот у такого чувства и бывают такие художественные всходы потом. Все остальное без такого «ужаления» ложь, вздор и притворство в искусстве«. Впоследствии, когда картина была уже написана, Репин подарил ее автору поэмы Н.Минскому. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

«Отказ от исповеди (Перед исповедью)». 1879-1885 гг.

На одном из эскизов к картине мы видим надпись «… грех? Бедных и голодных как братьев я любил?». Репин делал её по памяти, спустя много лет после прочтения поэмы, поэтому неточно воспроизвел фразу, сохранив лишь ее смысл. В оригинале эта часть поэмы звучит так :

Эскиз к картине «Отказ от исповеди»

«Летом 1879 года Репин Илья Ефимович, — вспоминает Всеволод Мамонтов, — снимал в Хотькове (недалеко от Абрамцево) у самой железной дороги на берегу речки Пажи дачу Эртова, где и начал работу над своей знаменитой картиной «Не ждали». Изображенная им на этой картине комната взята как раз с этой дачи. «Не ждали» становится высшей точкой в развитии темы революционера и его судьбы у художника. На картине мы видим возвратившегося внезапно из ссылки домой политического. Очевидно, он бежал с каторги. Его встречают близкие. В первом варианте картины в образе нежданного гостя Репин изобразил девушку, бывшую курсистку, попавшую за свою политическую деятельность в ссылку. Если бы не одежда девушки, мы могли бы и не догадаться, кто же вернулся в этот светлый и уютный дом.

«Не ждали». 1883 год.

Любопытно, что в тот же год, когда писался эскиз с девушкой, Репиным создавалась и другая картина о революционерах — «Сходка». В ней автор прекрасно справился с задачей передачи общего бурного настроения и напряженности подпольного собрания.

«Сходка ( При свете лампы )». 1883 год.

Вернемся к картине «Не ждали». Репин не стал развивать без изменений свой эскиз 1883 года, а принялся за переработку общей идеи и отдельных образов картины. В начале 1884 года было уже готово новое большое полотно: окончательная редакция «Не ждали». Сравнивая обе картины, мы видим, что Репин оставил почти без изменений обстановку дачной комнаты и общую мизансцену, однако не осталось ни одной фигуры из первого варианта, а количество персонажей увеличилось. Прежде всего Репин заменил главного героя картины. Вместо девушки в комнату теперь входит мужчина. Атмосфера таинственности теперь окончательно и бесследно исчезла, и мы не должны и не можем догадаться, какими путями вернулся домой революционер.

«Не ждали». 1884 год.

Конкретизировались и все прочие персонажи картины в отношении к главному герою. В комнате — его мать, жена, двое детей. Это пришел сын, муж, отец. Человек, вернувшийся после множества испытаний, на которые обрекло его святое выполнение его революционного долга.

Изображения на стене – Голгофа, император Александр II на смертном одре, портреты Т.Г.Шевченко и Н.А.Некрасова поясняют происходящее и характеризуют духовную атмосферу скромного дома интеллигентной семьи.

Репин неоднократно переписывал лицо ссыльного. П.М.Третьяков писал Репину в начале 1885 года: «Лицо в картине «Не ждали» необходимо переписать; нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин?».

«Не ждали» фактически завершила цикл работ, посвященных судьбе русского революционера. Русское же искусство в целом приобрело в цикле репинских картин законченное раскрытие одной из важнейших своих тем — темы героя своего времени.

И.Е.Репин. Портрет В.М.Гаршина . 1884 год.

Источники: Герман Недошивин. Образ революционера у Репина .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: