Антуан ватто, биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Антуан ватто, биография и картины

Антуан Ватто — краткая биография

Полное имя: Жан Антуан Ватто
Дата рождения: 10.10.1684
Место рождения: Валансьен, Франция
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Живописец, рисовальщик
Дата смерти: 18.07.1721 (36 лет)

Детство и юность

Антуан Ватто родился в Валансьене, небольшом провинциальном городе, который незадолго до появления мальчика на свет французы отвоевали у Фландрии. Его отец, Жан-Филипп, работал в Валансьене кровельщиком. Он хорошо знал своё дело, и ему часто доверяли сложную работу.

Отношения в семье нельзя было назвать простыми. Глава семейства не гнушался спиртного и в порыве ярости мог наброситься с кулаками на свою жену Мишель Ватто или напасть на одного из четырех сыновей. За это Жан-Филипп неоднократно оказывался в тюрьме.

Тем не менее, именно отец разглядел в Антуане талант к изобразительному искусству. С раннего детства у мальчика проявлялась страсть к рисованию. Он с большим удовольствием наблюдал за потешными сценками торговцев на городской площади и зарисовывал их. В возрасте 10-11 лет отец отправляет сына на обучение к местному художнику Жаку Герену, которое мало что дало талантливому юноше. Как пишут современники, отец вскоре отказался платить за обучение Антуана. Вполне возможно, эта не было желание любящего отца подарить ребёнку хорошее образование, а лишь надежда ремесленника, что из его сына получится хороший рисовальщик каретных гербов или вывесок. На этом провинциальное образование художника завершилось.

Основные этапы жизни и творчества

О жизни художника известно немного, сведения современников разнятся и содержат крайне малое количество дат, которые иногда противоречат друг другу. Сам живописец писал о себе мало и неохотно. Но и тех скудных сведений, которые у нас есть сегодня, достаточно для того, чтобы получить представление о его творчестве и жизненном пути.

  1. 1702 г. – Париж. Молодой Ватто покидает родной дом и отправляется в столицу, надеясь там получить образование и стать художником. Его не остановила необходимость добираться туда пешком и практически с пустыми карманами, не имея при этом ни друзей, ни покровителей.
  2. Работа копировальщиком. На первых порах в Париже ему приходится нелегко. Антуан Ватто получает работу копировальщика в живописной мастерской, расположенной на нотр-дамском мосту. Тяжкий труд за мизерную плату и тарелку горячего супа позволял ему едва сводить концы с концами. Будущий создатель целого направления в изобразительном искусстве в эти годы зарабатывал тем, что создавал дешевые копии известных картин. В такой работе важна точность, которая не допускает авторского творческого начала. Именно в этот период его любовь к искусству прошла серьезное испытание. Лишь в воскресные дни он позволял себе рисовать не ради куска хлеба, а для собственного развития. Судьба наградила бедного копировальщика за терпение и трудолюбие: после нескольких лет тяжкого труда последовали встречи с учителями и покровителями.
  3. 1705 г. – знакомство с Клодом Жилло, исполнителем декораций для французских театров, оперы. Ватто соглашается с ним работать и селится в доме своего учителя. Расписывать декорации у знаменитого художника куда приятнее, чем работать копировальщиком, создавая однотипные работы. В этот период продолжается его становление как мастера живописи.
  4. Разрыв с покровителем. Жилло не только взял Антуана Ватто к себе в ученики, но и вывел в свет, представил заказчикам. К сожалению, дружба продлилась недолго. Застенчивый, но гордый Ватто не смог сохранить добрые отношения со своим покровителем, да и учитель, возможно, почувствовал, что ученик начинает превосходить его. Оба они расстались так же охотно, как и подружились. Впоследствии Ватто будет неохотно говорить о причинах расставания со своим покровителем, но о работах его станет отзываться только с похвалой.
  5. 1708 г. – работа с Клодом Орданом. Биографы предполагают, что познакомились они, когда брат Одрана изготавливал гравюры с картин Ватто. Клод Ордан, опытный художник, знаменитый орнаменталист и человек с прекрасным чувством вкуса оценил талант молодого Ватто и создал для него хорошие условия, соответствующие прибыли, которую известный рисовальщик получал благодаря молодому живописцу. Ордан был хранителем художественной коллекции Люксембургского дворца. Здесь Антуан Ватто мог в полной мере насладиться работами так восхищавшего его Рубенса. Однако и дружба с Орданом не была многолетней. Клоду Одрану скорее нужен был проворный помощник, нежели самостоятельный творец. А окрепший талант Ватто желал независимости. Потому с Одраном они тоже расстались.
  6. 1709 г. – посещение Валансьена. К этому времени у Антуана Ватто сформировалась собственная манера письма. Однако он чувствует, что его живопись не получает того отклика, на который художник надеялся. Тогда он решает вернуться на родину. Там он пишет несколько картин с натуры, но долго не задерживается на месте и снова возвращается в столицу и работает под покровительством друзей, ценящих его творчество.
  7. 1709 г. – Ватто участвует в конкурсе Королевской Академии живописи и скульптуры. Победитель соревнования получил так называемую «Большую премию», которая давала право на длительное пребывание в Риме в качестве ученика Французской академии. Антуан вошёл в группу из семи художников и скульпторов, которые могли бороться за главную награду, в итоге занял второе место. Современники отмечают, что члены Академии заметили незаурядный талант живописца и сказали, что ему не нужно учиться, а самое место в их рядах.
  8. 1712 г. – Ватто причислен к Академии художеств. В XVIII веке это значило, что художник прошёл первую ступень приобщения к учреждению. Как свидетельствует Мариетт, Ватто вместе с ходатайством представил сцену «Ревнивцы». Теперь ему необходимо было подготовить приёмную работу, чтобы стать одним из членов Академии. И этот процесс затянулся на 5 лет.
  9. 1717 г. – Ватто принимают в члены Академии. Он представил на суд профессоров блестящую картину «Паломничество на остров Киферу», изображающую галантное празднество. Полотно было закончено им с заметным опозданием. Ещё в 1714 году Академия просила Ватто объяснить задержку предоставления работы. А после, как минимум дважды предоставляла ему отсрочку. Сначала в 1716 году, а затем в январе 1717 года дала на доработку один месяц и указала, что сроки окончательные.
  10. 1717-1719 г. – слава. Признание Академии художеств значительно увеличило число его поклонников. Но это не заставило Ватто возгордиться и относиться к своему творчеству менее критично. Наоборот, он стал более требовательным к себе. Современники свидетельствуют о том, что Ватто мог начисто стереть уже завершённое произведение.
  11. 1717 — у П. Кроза. Не удивительно, что он быстро устал от большого числа незнакомых лиц и с радостью принял предложение П. Кроза поселиться у него. Здесь он увидел богатую коллекцию рисунков и картин великих мастеров, что значительно способствовало росту его мастерства и формированию безупречного вкуса.
  12. 1718 — у друга Влейгельса. Покинув дом П. Кроза, Ватто расположился у своего приятеля Влейгельса, который позже умер в должности главы Академии живописи и скульптуры в Риме. Он высокого ценил талант Ватто и считал его богато одарённым живописцем. Но мечущаяся душа живописца заставила его расстаться и с этим человеком. После чего уже Ватто постоянно скитался с места на место, заводя новые знакомства практически каждый день, которые в конечном итоге подтолкнули его к тому, чтобы отправиться в Англию.
  13. 1719-1720 гг. – поездка в Англию, болезнь. Ещё в детстве Ватто был болезненным мальчиком. А в конце 1717 года он заболевает туберкулёзом, в те времена неизлечимой болезнью. Ватто рассчитывает, что английские врачи помогут ему поправить здоровье, однако влажный климат и тяжёлый воздух только усугубили самочувствие художника. Несмотря на недуг, Ватто продолжал активно работать за рубежом и имел там коммерческий успех.
  14. 1720 г. – возвращение на родину. Вскоре он возвращается в Париж. Болезнь не отпускает художника, кашель мучит всё сильнее. Живописцу становится всё труднее уживаться с близкими людьми. Места, которые некогда ему нравились, стали ему невыносимыми. Ватто полагает, что деревенский воздух пойдёт ему на пользу и поселяется в Ножане.
  15. 1721 г. – смерть. В деревне ему становится хуже, но Ватто всё ещё надеется, что у него будут силы совершить ещё одну смену места. Он мечтает вернуться на родину. Но болезнь не позволяет этим планам осуществиться. Ватто умирает в июле 1821 года в Ножане-на-Марне в возрасте 36 лет.

«Паломничество на остров Киферу» (1717)

Личная жизнь

Свою семью художник не создал. У него сохранились нежные отношения с его братьями и несколькими друзьями, которые покровительствовали ему в последние годы жизни.

О его любовных приключениях практически ничего не известно. Скорее, наоборот, Ватто был очень почтителен к дамам. Его натурщицами становились известные женщины. Общество сразу приписывало ему романтические отношения с этими особами. Однако доподлинно не известно, были ли у Ватто с ними романы. Современники, оставившие воспоминания о его жизни, отмечают, что самой большой страстью Ватто после изобразительного искусства было чтение, которому он посвящал редкие часы отдыха.

Читайте также  Биография и картины художника гюстава моро

«Женщина в головном уборе» (1717-1718)

Личность и значение

Ватто был скромен, учтив, но имел непостоянный, свободолюбивый нрав. Ему были присущи сарказм, прямолинейность, твёрдая воля, с другой стороны, он был немногословен, порой сторонился людей. Возможно, этот непростой характер и определил удивительное свойство его полотен: за лёгкостью и непринуждённостью сцен просматриваются тоска, меланхолия, которые придают его произведениям объём и глубину.

Антуан Ватто: жизнь и творчество художника

Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684, Валансьен — 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн) — французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.

Содержание

Биография Антуана Ватто

Родился Антуан Ватто 10 октября 1684 года в городе Валансьене. Детство Ватто было несчастливое, отчасти из-за своего непростого характера, и в какой-то степени из-за отца. Его отец был обыкновенным плотником и не имел симпатии к художественным наклонностям сына, хотя позволил ему быть учеником городского художника Жак-Альбер Герена.

Когда Антуану исполнилось восемнадцать лет, в 1702 году, он ушел из дома и отправился в Париж, где устроился копировальщиком. Это была тяжёлая работа, за небольшую оплату, заработанных денег еле хватало на пропитание.

Биография Антуана Ватто изменила свой ход в 1703 благодаря знакомству с Клодом Жилло. Последний разглядел потенциал молодого художника и предложил ему статус ученика.

В период с 1708 по 1709 Ватто обучался у Клода Одрана. Общение с этими художниками пробудило интерес к театру и декоративному искусству.

Творчество Ватто

Большое влияние на творчество оказали произведения Рубенса, которые Антуан изучал в Люксембургском дворце. Желая попасть в Рим, Антуан Ватто решает поступить в художественную академию. В 1710 году он вернулся в Париж как творчески зрелый художник. Много своих произведений мастер посвящает военной тематике.

В 1717 году Антуан пишет одну из своих лучших работ — «Паломничество на остров Киферу». За эту работу он получает специальное звание «художника галантных празднеств».

Не менее знаменита картина «Капризница», написанная в 1718 году. Сущность сцен картин художника раскрывается не только прямым сюжетом, а в основном тончайшей поэтичностью, которой они проникнуты.

Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.

Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.

В конце 1717 года Ватто заболел туберкулёзом, в те времена это был смертный приговор. Болезнь отобразилась проявлением грусти в его работах. Некоторое время он пытался сопротивляться, даже посещает Великобританию в конце 1719 году, чтобы сменить климат.

Последние дни Антуан Ватто провёл в загородном доме своего друга, он скончался от болезни 18 июля 1721 года. За свои 37 лет он оставил потомкам около двадцати тысяч картин.

Интересные факты из жизни художника

Ватто был очень популярным живописцем и жил довольно богато. Деньгами он не дорожил и не считал их.Однажды к нему заявился парикмахер и предложил новый парик — из натурального человеческого волоса.

— Какая красота! — восхитился художник. — Какая естественность! Он хотел расплатиться с парикмахером, но тот вежливо отказался от денег, сказав, что почтет за честь отдать этот парик великому живописцу, если получит хотя бы один или, может быть, парочку его эскизиков. Ватто тут же с небывалой щедростью насовал ему пачку эскизов, и, довольный сделкой, парикмахер ушел.

Но Ватто все не мог успокоиться. Ему казалось, что он надул бедного человека. Через неделю после этого случая один друг, придя к нему в мастерскую, застал Ватто у мольберта — он начал новую картину в обход всех заказов. — Хочу отдать тому бедолаге-парикмахеру, — заявил он другу. — Мне все кажется, что я его обманул. Другу стоило больших трудов отговорить художника от этого похвального намерения.

Антуан Ватто — мастер галантной французской живописи

Антуан Ватто (Antoine Watteau; родился 10 октября 1684 года — умер 18 июля 1721 года) был знаменитым французским живописцем XVIII века, одним из основателей рококо, гениальным автором множества рисунков. Широкую известность Антуан Ватто приобрел благодаря изысканным картинам, названных современниками «галантными празднествами». Многочисленные колоритные произведения художника глубоко проникнуты изяществом, поэтичностью и лирикой.

Антуан Ватто оставил потомкам несколько десятков тысяч работ, в том числе великолепных эскизов и этюдов. Чтобы добиться максимальной выразительности персонажей, он всегда создавал большое количество предварительных набросков перед написанием очередного шедевра.

Биография Антуана Ватто

Антуан Ватто появился на свет 10 октября 1684 года городе Валансьене на севере Франции в семье мелкого буржуа. Его отец отличался крутым нравом и часто колотил своих близких, но не препятствовал увлечению сына рисованием. Уже в 10-летнем возрасте Антуан начал обучение живописи у скромного местного художника Жака-Альбера Жерена (Jacques-Albert Gérin), но быстро превзошел своего учителя и перестал посещать занятия.

В 1702 году Антуан Ватто тайком от родителей пешком ушел из родного Валансьена в Париж, чтобы исполнить свою мечту — стать профессиональным живописцем. Вскоре ему удалось устроиться в художественную мастерскую, хозяева которой продавали копии шедевров знаменитых мастеров парижанам. Здесь Ватто ежедневно занимался копированием работ великих художников, а досуг посвящал зарисовкам с натуры.

В 1704 году состоялось случайное знакомство 20-летнего Антуана с отцом и сыном Мариэттами — владельцами солидной фирмы по продаже произведений искусства. Они по достоинству оценили талант молодого Ватто и помогли ему поступить на обучение к Клоду Жилло (Claude Gillot). Опытный наставник привил ученику любовь к изображению театральной жизни. Впоследствии эта тематика станет одной из основных в творчестве Ватто.

В 1707 году Антуан устроился помощником к хранителю художественных коллекций французских королей Клоду Одрану (Claude Audran), который также был модным художником-декоратором своей эпохи. Ватто участвовал в создании театральных декораций вместе с Одраном и получил неограниченный доступ к шедеврам старинных мастеров.

В 1709 году живописец принял участие в престижном конкурсе Королевской академии художеств, но занял лишь 2 место. Уязвленный этой неудачей, он уехал в родной Валансьен, где познакомился с местным ваятелем Антуаном Патером (Antoine Pater). Тот уговорил молодого гения взять в ученики своего сына и снова вернуться в столицу.

В начале 1710-х Антуан Ватто усердно пишет картины на тематику театральной жизни и становится весьма знаменитым. В 1712 году он подал заявку на поступление в академию художеств, но смог представить обязательную работу лишь 5 лет спустя. К этому времени Ватто стал самым популярным живописцем Парижа, о нем заговорили не только во Франции, но и в других странах Европы.

К сожалению, успехи в творчестве были омрачены резким ухудшением здоровья художника. Врачи обнаружили у него туберкулез, который быстро прогрессировал. В конце 1719 года Ватто уехал в Лондон для лечения к известному светилу медицины Ричарду Миду, но оно не помогло.

Летом 1720 года живописец вернулся в Париж, а вскоре перебрался в пригород столицы, где ему было легче переносить тяжкую болезнь. 17 июля 1721 года Антуан Ватто скончался, не оставив после себя наследников.

Самые известные картины Антуана Ватто

Самые знаменитые картины Антуана Ватто сегодня по праву считаются шедеврами французской живописи начала XVIII века. Среди них можно выделить следующие работы:

  • «Сатира на врачей» (1706) — одна из первых сохранившихся картин молодого художника, еще незрелая, но удивительно изящная гротескная буффонада.
  • «Паломничество на остров Киферу» (1717) — произведение, написанное живописцем в качестве обязательной работы для поступления в Академию художеств. Именно с этой картины название нового жанра «галантное празднество» (фр. fête galante) появилось в мировом искусстве.
  • «Жиль» (1718) — оригинальный взгляд художника на любимую театральную тематику. Актер на картине вопреки всем традициям жанра изображен не в динамичной позе, а в полном бездействии.
  • «Вывеска лавки Жерсена» (1721) — последняя работа мастера, созданная для близкого друга Жерсена — владельца антикварной лавки. Это произведение выделяется на фоне других работ огромными габаритами и необычным фоном.

На портале Very Important Lot можно не только прочитать интересные статьи об известных деятелях искусства, но и принять участие в арт-аукционах. Любой посетитель сайта также имеет прекрасный шанс недорого купить картины, рисунки, скульптуры и ювелирные украшения напрямую у современных мастеров.

Антуан Ватто, Жан-Батист Патер в ГМИИ

Предпочтения в искусстве изменились в 1715 году со смертью “короля-солнца” Людовика XIV. Он прожил долгую жизнь, пережил и сына, и внука. Целая эпоха пришлась на его царствование, вкусы и нравы изменились уже при нём, а политическая ситуация постепенно стала нестабильной. В XVIII столетии правили два короля – Людовик XV и Людовик XVI. В 1789 году разразилась французская революция и Россия приняла многих эмигрантов-роялистов из Франции. Больше ста лет спустя Франция отплатит России тем же, приняв огромное количество русских, бежавших от мясорубки 1917 года.
Во всей Европе XVIII век был назван галантным и легкомысленным. Из проблем надличностного разума, когда в театре главным представлением была трагедия, появляется интерес к частному лицу. В живописи начинает доминировать портрет. Интересно, что любой интерьер XVIII века украшался множеством зеркал. Примером в России может служить Ораниенбаумский дворец. Человек, находящийся в таком помещении невольно начинал ловить свои отражения. Грань, между реальностью и зазеркальем стиралась, обилие зеркал бесконечно множило отражения. И человек находился на грани реальности, чувствовал себя, как на сцене. Поэтому люди, которым нравилось видеть свои отражения, любили быть изображёнными на портретах. В это время портретный жанр становится доминирующим.

Читайте также  Левицкий дмитрий григорьевич, биография и картины

Изменились и театральные предпочтения. В театре ставят комедии и другие забавы. И если в XVII веке показательным был Родригес из “Сида” Корнеля, то в XVIII веке таким героем стал кавалер де Грилье, который жертвует своей карьерой и бросает родину из-за падшей возлюбленной, следует за ней в ссылку. Всё ради чувства, ради любви. Кроме эпитета “галантный”, XVIII век назван веком чувства. В пику классицизму пришло время рококо и сентиментализма.

XVIII век получил название “века Просвещения” и дал человечеству множество писателей и учёных. В это же время начала зарождаться научная археология. Потрясения Французской революции в конце галантного века способствовали возврату к классицизму.

Что касается коллекции французской живописи XVII века, то в ГМИИ представлены картины высочайшего качества. Но ярких имён в собрании не хватает. В коллекции находится незначительное количество работ Ватто. «Солдатский отдых. (Бивуак)» – в детстве Ватто насмотрелся вдоволь на подобные сценки.

Ведь город Валантен во времена детства Ватто принадлежал Испании и там постоянно происходили стычки с французами. Город был наводнен солдатами. И если сравнить работу Ватто с картиной Нотье «Битва при Лесной», то там битва разыгрывается по всем правилам батального искусства, там есть полководец, действие, враг. Здесь – нет даже единого центра композиции У Ватто появляется философское, фламандское понимание течения жизни. Жизнь – это ручейки, поэтому в композиции нет единого центра, который бы мы рассматривали, здесь несколько центров, множество. Это и беженка с младенцем, и щёголи, беседующие между собой, и отдыхающие солдаты и т.д. При этом любопытно то, что герои Ватто очень маленькие, крошечные создания этого мира. Его герои почти никогда не смотрят на зрителя. Один из щёголей смотрит на своего приятеля и что-то ему говорит,взгляд другого обращен немного в сторону. Следя за его взглядом, зритель приходит к беженке, она смотрит ещё куда-то и т.д. Зритель начинает бегать взглядом по композиции и улавливать течение жизни. И единственная фигура ( у Ватто часто появляются такие фигуры) которая СМОТРИТ на зрителя и не только на него, но и в себя тоже и будто погружёна в какую-то грустную релаксацию – это фигура повара. Причём исследователи говорят, что Ватто запечатлел в нём свои собственные черты.

Колорит Ватто трудно оценить по этим работам, они сильно потемнели, нуждаются в реставрации. Мастер очень редко менял стакан с маслом, в который окунал свою кисть, поэтому в этом стакане были намешаны все цвета его палитры! Пока картины были свежими, это давало эффект особого мерцания. В этом художник был последователем Рубенса, когда краской лепил форму. Краска струилась золотыми оттенками, похожими на ручейки. Современники говорили о творчестве Антуана Ватто, что он пишет свои работы не масляной краской, а золотом и расплавленным янтарём. Сейчас из-за состояния картины это трудно оценить.
Французская Академия Художеств достаточно высоко оценивала работы Ватто. Ему собирались дать золотую медаль, но обсуждался непростой вопрос – к какому живописному жанру следует причислить его работы? Он не писал ни исторических картин, ни портретов, ни пейзажей. И специально для этого мастера был изобретён особый жанр – Ватто назвали «Мастером галантных праздников».
Во всех работах Ватто отмечается необыкновенно лёгкая манера исполнения, хотя сполна оценить этого мастера в московской коллекции весьма трудно.

Последователями Ватто были Жан-Батист Патер и Никола Ланкре. Жан-Батист Патер очень редкий мастер. Он жил недолго, много скитался, оставил небольшое художественное наследие и многие музеи мира завидуют Пушкинскому из-за небольшого полотна Патера «Праздник майского дерева». Патер был единственным учеником Ватто. И хотя Ватто обладал очень непокладистым характером и долго не держал учеников, выгонял их, считал их непонятливыми, тупыми, говорил, что они не могут понять его задач и только по причине того, что отец Жана-Батиста Патера был другом детства Ватто, этот ученик сумел дважды побывать в мастерской Антуана Ватто.

Работы Жана Батиста Патера – яркий пример стиля рококо в искусстве.

Сюжет картины незамысловат. В картине повествуется о том, что в ночь с 30 апреля на 1 мая, в Вальпургиеву ночь, во Франции существует традиция наряжать так называемое майское дерево, вешать на него гирлянды цветов. Вокруг дерева разводят костры. Девушки и юноши, которые должны в этом году обвенчаться, прыгают через костёр. Паре, доставшей гирлянду, на одну ночь достаётся титул короля и королевы. Их торжественно вводят в деревню и считается, что именно с этого момента во Франции наступает полноценная весна. На картине – крестьяне вокруг дерева, король с королевой у домика, все празднуют торжественное наступление весны.

На самом деле, на картине не настоящие, а костюмированные крестьяне, это переодетые дамы и кавалеры, люди высшего света, которые просто разыгрывают сценку. О братите внимание на одежду участников композиции – представьте, как они могут в этих шелках и кринолинах бегать, залезать на дерево, играть? Пейзаж, на фоне которого это действо разворачивается, превращается в театральный задник, декорацию. Всё представляется, как некая игра. Жизнь – игра и каждый в театре жизни играет определённую роль, которая задаётся определённым амплуа. В XVIII веке это была очень модная тема и даже при дворе короля дворяне разыгрывали пастушков, а сама королева доила корову Вот что представляет из себя стиль рококо в первой трети XVIII века.

Интересно, что картина в науке была известна как самая лучшая работа Патера, хранилась у Шаузеля, но потом бесследна пропала. Её не могли найти нигде! Учёные уже оплакали её, как потерянную бесследно.
Но чудеса случаются. В 50-е годы в музей пришёл скромно одетый человек и попросил специалиста по французской живописи. Пригласили Кузнецову, она тогда была хранителем коллекции и когда она ознакомилась с тем, что принёс в музей этот человек, то она просто упала в обморок! Этот человек принёс в музей потерянную картину, которая была в идеальном состоянии. Оказалось, что фамилия этого гражданина была Лихачёв, он был потомком знаменитого коллекционера из Казани, которого называли казанским Третьяковым. Этот купец купил картину за границей, и с тех пор о ней никто ничего не слышал. Потомка Лихачёва, конечно, щедро вознаградили и с тех пор это полотно украшает собрание Пушкинского музея.

Разговор о французском рококо XVIII века следует продолжать в этом же зале, на примере картин Никола Ланкре и Антуана Кийара .

Материалы о коллекции живописи в Государственном музее изобразительных искусств им.Пушкина (Главное здание).

Антуан ватто, биография и картины

Биография Антуана Ватто (Antoine Watteau)

Антуан (Жан Антуан) Ватто (Watteau) (крещен 10.10.1684, Валансьенн, французская Фландрия, — 18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик. Сын кровельщика. Около 1702 года приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одраном способствовало развитию интереса Ватто к театру и декоративному искусству. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины Рубенса, чьё наследие на рубеже 17-18 веков способствовало освобождению французской художественной школы от догм академизма, насаждавшихся в 17 веке Ш. Лебреном. В 1717 году Ватто получил звание академика за большую картину «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж). В 1719-1720 годах посетил Англию.

Творческие устремления Ватто положили начало новому этапу в развитии французской живописи, графики и декоративного искусства. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивак», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва: «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов — театральные сцены и «галантные празднества». Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение; внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Персонажи картин Ватто — постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. В лирических сценах Ватто, чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в различных вариациях общую лирическую тему. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах. Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих, изменчивых мазков.

Читайте также  Франсиско де сурбаран, картины и биография

Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Жиль» (Лувр, Париж), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту «Паломничества на остров Киферу» (1717), а в последние годы — к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска Жерсена», 1720).

Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто, выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В рисунках запечатлены разнообразные типы французского общества, переданы тончайшие оттенки эмоций; лёгкие штрихи и волнистые линии воссоздают нюансы пластической формы, движение света, впечатление воздушной среды.

Творчество Ватто открыло новые пути к художественному познанию современной жизни, к обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче искусства рококо, в развитии которого наследие Ватто (особенно его орнаментальные панно) сыграло важную роль.

Картины — Ватто, Антуан

Антуан Ватто картины с описанием.

10.10.1684, Валансьен — 18.07.1721, Ножан-сюр-Марн

Ватто Антуан (Watteau), французский живописец и рисовальщик. Учился у К. Жилло (1703-1707/08) и К. Одрана (1708-09). Испытал влияние П. П. Рубенса. В 1719-20 посетил Великобританию. Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивуак», ГМИИ; «Савояр с сурком», ГЭ), в которое вносил интимность и лирическую взволнованность, передавал мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью.

Биография: Ватто Антуан

1710 *
22 x 21 см
Масло
Рококо
Франция
Орлеан. Музей изящных искусств

1710 *
23,17 x 18,7 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии

1710-1720 *
64 x 76 см
Холст
Рококо
Франция
Вашингтон. Национальная картинная галерея

1710-1720 *
32 x 45 см
Холст
Рококо
Франция
Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина

1710-1720 *
48 x 56 см
Холст
Рококо
Франция
Мадрид. Прадо

1710-1720 *
97 x 116 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Потсдам. Новый дворец

1711 *
65 x 85 см
Холст
Рококо
Франция
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

1712 *
18,9 x 23,7 см
Масло, металл
Рококо
Франция
Труа. Музей изящных искусств

1712 *
18,5 x 25,5 см
Масло, металл
Рококо
Франция
Труа. Музей изящных искусств

1715 *
46,9 x 56,7 см
Дерево, масло
Рококо
Франция
Бостон. Музей изящных искусств

1715 *
71 x 94 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1715 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1715 *
24 x 17 см
Дерево, масло
Рококо
Франция
Шантийи. Музей Конде

1715 *
72 x 110 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1716-1716
44 x 61 см
Дерево
Рококо
Франция
Стокгольм. Национальный музей

1716-1719
60 x 75 см
Холст
Рококо
Франция
Дрезден. Картинная галерея

1716 *
34 x 26 см
Масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1716 *
40 x 32,5 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

1717
128 x 193 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717-1719
184 x 149 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717-1719
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717 *
56 x 46 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Эдинбург. Национальная галерея Шотландии

1717 *
61 x 75 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Дрезден. Картинная галерея

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Дрезден. Картинная галерея

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Дрезден. Картинная галерея

1717 *
19,8 x 24,8 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

1717 *
32 x 46 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717 *
44 x 37 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1717 *
56 x 81 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1717 *
51,3 x 59,4 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Национальная галерея

1717 *
26 x 19 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717 *
52,7 x 65,7 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Картинная галерея Дальвичского колледжа

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Картинная галерея Дальвичского колледжа

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Картинная галерея Дальвичского колледжа

1717 *
26 x 20 см
Дерево, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1717 *
50 x 41 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

1717 *
31,4 x 40,6 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1717 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1717-1719 *
55,2 x 43,1 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Нью-Йорк. Музей Метрополитен

1718 *
37 x 48 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Картинная галерея

1718 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Картинная галерея

1718 *
42 x 34 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

130 x 192 см.
Холст, масло.
Рококо.
Франция.
Берлин. Дворец Шарлоттенбург.
Зеленеющие деревья, пухленькие амуры, влюбленные пары, великолепные шелковые платья придают редкую грацию этой галантной сцене. Украшенная гирляндами статуя Венеры с Амуром означает, что изображенный здесь идиллический мир связан с поисками любви. Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью. Но, как часто бывает у Ватто, очаровательная фривольность картины омрачена оттенком меланхолии — женская фигура в центре с сожалением оглядывается назад, как бы намекая на быстротечность наслаждения. Ватто был создателем и самым видающимся представителем идиллического жанра галантно- го празднества, типичного для стиля рококо. Художник неиз- менно восхищался работами Петера Пауля Рубенса, которые оказали решающее влияние на его творчество. Утонченность и изящество Ватто можно считать чисто французскими каче- ствами его искусства.

1718 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1718 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1718 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1718 *
65 x 93 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1718 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1718 *
88 x 125 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1718 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1718 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1718 *
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Картинная галерея

1720
163 x 306 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1720
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1720
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1720
Холст, масло
Рококо
Франция
Берлин. Дворец Шарлоттенбург

1720
124 x 187 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1720
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1720
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1720
Холст, масло
Рококо
Франция
Лондон. Собрание Уоллеса

1720 *
57 x 73 см
Холст, масло
Рококо
Франция
Нью-Йорк. Музей Метрополитен

1720 *
47 x 31 см
Дерево, масло
Рококо
Франция
Париж. Лувр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: