Александр александрович дейнека, биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Александр александрович дейнека, биография и картины

Александр
Александрович Дейнека

Биография и информация

Александр Александрович Дейнека (8 (20) мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва) — художник, известный в первую очередь как создатель цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно трудящихся на фабриках, заводах и в шахтах. Но Дейнека не так прост. Ведь ко всему этом он еще и художник, которого в нынешнем XXI веке называют остросовременным модернистом.
Особенности творчества художника Александра Дейнеки: плакатность, монументальность; синтез жанров (плакат, графика, станковые картины, монументальные росписи), иногда в одном произведении; радостное, оптимистическое изображение советской действительности; увлеченность темой спорта, изображение крепких, спортивных советских людей, соревнований, эстафет; выражение силы, энергии, мощи в любом произведении; асексуальность моделей, отсутствие индивидуальности изображаемых, типизация.
Известные картины Александра Дейнеки : «Сбитый ас», «Будущие лётчики», «Оборона Севастополя».

Чаще всего об Александре Дейнеке говорят как о создателе образа «счастливого советского человека». Между тем, это далеко не весь Дейнека. Нет-нет, мы не запишем его в диссиденты, им Дейнека не был. А кем был, так это лидером. Ему жизненно необходимы были масштаб, пространство, признание. Такое явление как «писать в стол» для него не существовало. Дейнека непременно желал быть успешным, а создавать что-то ради самого процесса – это не о нем. Он искренне верил в советский строй, горячо принял революцию, был уверен в счастье всех этих спортивных мужчин и женщин, бегающих в эстафетах, спускающихся в шахты, тянущих доверху груженные телеги, строящих самолеты и летающих на них.

Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.

Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего» .

Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?

Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (1, 2). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался.

Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Составляющие благополучия для Дейнеки выглядели так: масштаб, успех, большие картины. 30-е годы в этом смысле оказались удачными. Он наконец получил возможность развернуться в пространственном отношении: оформил фабрику-кухню в Филях, позже создал декоративное панно для Театра Красной Армии, оформил станцию метрополитена «Маяковская». На это десятилетие пришлись поездки на Донбасс и в Крым, и заграничное турне по Европе и США, из которого он привез великолепные рисунки, эскизы и картины. Кстати, далеко не все из них проникнуты духом разоблачения «загнивающей буржуазии». Привез он из поездки изысканных парижанок (1, 3), великолепных римских монахов, прекрасные пейзажи.

У художника Александра Дейнеки было всё, чем могла обласкать советская власть, при этом его ценили и за границей: в 1937 году он получил золотую медаль Парижской всемирной выставки, через два года за мозаики для станции «Маяковская» взял Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.

Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки

Страшное время Второй мировой войны открыло новую грань таланта художника Дейнеки. В картинах военной Москвы он выступает как лирик, с щемящей горечью показывая терпящие бедствие города. И, конечно, пишет легендарную «Оборону Севастополя» – эпическое полотно.

Послевоенные годы стали для Дейнеки тяжелым периодом. Атмосфера сгущается, упреки в модернизме и «непонимании задач партии» вдохновения тоже не придают. Встречаются среди его работ этого периода те, которыми он явно спешил доказать свою благонадежность. Впрочем, до опалы дело не дошло, в целом биография Дейнеки шла по благополучному сценарию, но, к примеру, с должностью главы Московского института декоративного и прикладного искусства расстаться пришлось.

Другой Дейнека

Другой Дейнека мало изучен, но он вне всяких сомнений есть. Художник Дейнека – это не «про политику», это, в первую очередь, мощный заряд энергии, это сила, торжество жизни. Его спортивные, подтянутые, как на подбор, крепкие юноши и девушки заставляют вспомнить античных героев, Древнюю Грецию с ее культом тела. На картинах Александра Дейнеки это тело не аристократическое, а пролетарское, не изнеженное, а закаленное в труде. Но, как у эллинов, – бессмертное. Вот только бессмертие героев Дейнеки особого рода. Ему в вину нередко ставят отсутствие индивидуальности у его «счастливых советских». Действительно, на большинстве картин эти спортсменки-комсомолки-красавицы, как и трудящиеся или состязающиеся мужчины рядом с ними, лишены индивидуальных черт. Замечание во многом справедливое (хотя есть и исключения), но, во-первых, не будем забывать, что в Стране Советов роль личности сводили к «винтику и шурупику», а во-вторых, здесь и таится разгадка бессмертия героев Дейнеки. Оно – не в бесконечном увеличении отдельной человеческой жизни и уж тем более не в божественном происхождении персонажей, а именно во взаимозаменяемости этих сильных, здоровых, крепких тел. Некоторые современные искусствоведы (например, Наталья Александрова) считают, что творчество Дейнеки стоит определять как модернизм, искусство глубоко личностное, направленное от человека к человеку. «Другой Дейнека» писал лирические пейзажи (серия «Сухие листья»), не «советских социалистических» обнаженных натурщиц, богоподобных рыбачек и рисовал советские плакаты, которые хоть сейчас ставь на обложку американских журналов. Собственно, в 1936 году на обложке январского выпуска Vanity Fair красовался рисунок Дейнеки. А разве эти рисунки не украсили бы, к примеру, The New Yorker (1, 2, 3, 4)?

Он же, этот напрочь надежный советский гражданин и товарищ, в 30-е годы писал в письме жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб ». О чем это? Что именно он видел и понимал.
Его же великий Анри Матисс называл самым талантливым из советских художников и «ушедшим вперед в своем художественном развитии» . И действительно разве могли Матиссу не понравиться эти юноши? И разве не очевидна связь между ними или футболистами Дейнеки и легендарным «Танцем» Анри Матисса?

Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр: там и Ленинская премия, и Герой Социалистического труда, и действительный член Академии художеств СССР и прочая, прочая. Он был любим и обласкан властью, его упрекали в модернизме, он был модернистом, он был советским художником, он был гораздо больше, чем советским художником. Сила, энергия, страсть – явления, актуальные при любом политическом строе. Наверное, именно поэтому дорога в бессмертие, которую Дейнека проложил для героев своих картин и плакатов, не прервалась вместе с породившим соцреализм общественным строем.

Читайте также  Я и деревня, марк шагал - описание картины

Александр Дейнека — советский художник-новатор: биография и картины

Александр Александрович Дейнека (Aleksandr Aleksandrovich Deyneka; родился 20 мая 1899 г. — умер 12 июня 1969 г.) — это известный художник XX века, работавший в стиле социалистического реализма. Картины Александра Дейнеки изображают счастливых советских людей, радостно трудящихся на заводах, фабриках, шахтах, занимающихся спортом. Творчество живописца характеризуется плакатностью, монументальностью, его персонажи типизированы, лишены индивидуальных черт.

Александр Дейнека стремился всесторонне познавать действительность, умел точно передать специфику городского пейзажа. Его живопись привлекает активными действиями, сложными движениями, яркостью красок.

Биография Александра Александровича Дейнеки

Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.

После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.

После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.

В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.

В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.

В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.

Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».

В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.

После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.

Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.

Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.

Самые известные картины Александра Александровича Дейнеки

Картины Александра Дейнеки ярко выражают силу и энергию советского народа, недаром мастера называли Маяковским в живописи. Среди лучших работ стоит отметить следующие:

  • «Мать» (1932) — художнику удалось создать образ советской Мадонны, в произведении высокая эстетика сочетается с подлинной современностью. Работу отличает необычный ракурс: мать показана со спины, чтобы продемонстрировать зрителю личико спящего малыша.
  • «Будущие летчики» (1938) — в картине обнаженные телесные формы наполнены глубоким психологическим содержанием. Сидящие мальчишки трепетно наблюдают за маневрами самолета. Это тот случай, когда в понимании смысла произведения ключевую роль играет его название.
  • «Оборона Севастополя» (1942) — в картине монументальность, плакатность изображения сочетается с символичностью. Кажется, что защитники города в подчеркнуто белоснежной форме сражаются не просто с вражеским войском, а с темными силами зла.
  • «Сбитый ас» (1943) — сбитый немецкий летчик, падающий на землю, словно изгнан с неба. Художнику удалось запечатлеть краткое и одновременно бесконечное мгновение, по прошествии которого жизнь оборвется.

В своем творчестве Дейнека создавал образ счастливой советской действительности. Хотя его персонажи не наделены индивидуальными чертами в духе того времени, благодаря уникальному таланту живописца они обрели бессмертие.

Работы художников разных эпох можно найти на портале Very Important Lot, который позволяет принять участие в аукционах искусства. Ценителям новых шедевров также предоставляется возможность недорого купить картины, рисунки, фотографии, скульптуры напрямую у перспективных современных авторов.

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

  • Год рождения: 20 мая 1899
  • Дата смерти: 12 июня 1969
  • Страна: Россия
  • Работы художника находятся:
    Русский музей
    Третьяковская галерея

Биография:

Александр Александрович Дейнека родился в Курске в простой семье железнодорожника в 1899 году. Мальчик, способный и живой, увлекается рисованием и техникой. Поступает учиться в местное железнодорожное училище и художественную школу, затем в 1915 году едет учиться в Харьковское художественное училище.

Как бы в дальнейшем сложилась судьба Дейнеки неизвестно, но в России свершились события 1917 года и Александр, со всем пылом и горячностью молодости принимает революцию, становится активным участником построения новой жизни в Курске. Он работает в уголовном розыске фотографом, ведет художественные курсы, занимается оформлением агитационных поездов, рисует плакаты, иллюстрирует стихи Маяковского.

Два года, 1919 и 1920, он служит в Красной Армии и даже участвует в защите города от белогвардейцев.

С начала 1920-х годов Дейнека продолжает учебу в Москве на полиграфическом отделении Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Александр в тот период предпочитает графические рисунки, которые, по его мнению, более полезны при агитации.

Период с 1923 года, когда он начал работать в таких журналах как «Безбожник у станка», «Прожектор» и других, можно назвать временем становления Дейнеки как художника с узнаваемым в журнальной графике стилем.

В 1924 году, участвуя в Первой дискуссионной выставке, он представляет свою первую картину «Футбол», отличающуюся лаконичностью и оригинальными ракурсами персонажей.

1925-1928 годы – Дейнека участник общества станковистов. В этом периоде появляется ряд работ, посвященных рабочему человеку: строителям, шахтерам, передовикам пролетарского труда, красноармейцам («На стройке новых цехов», «Рабочий и крестьянин», «Текстильщицы», «Оборона Петрограда» и другие).

1930-е годы знаменуют новый этап в творчестве Дейнеки. Его герои становятся менее суровыми, но более жизнерадостными, спортивными, лиричными. Он больше внимания уделяет живописи, отходя от агитации и плакатов.

Его картина «Мать», написанная в 1932 году, проста в исполнении, но очень сильна по энергетике, исходящей от нее — мать как нежность и защита. В эти же годы появляются пейзажи с лошадьми, с купающимися девушками, с излучающими здоровье спортсменами.

1934 год – поездка в Крым, которая вдохновила художника на такую необычную работу как «Парашютист над морем» и другие, посвященные авиационной тематике.

В 1935 году, его направляют в творческую командировку в Европу и Америку. Впечатления, полученные за границей, воплотились в произведениях «Улица в Риме», «Парижанка», «Танцоры в Гарлеме», множестве эскизов и зарисовок.

К концу 1930-х годов, Александр Александрович создает знаменитую картину «Левый марш», а также пробует себя в создании декоративных мозаичных панно и настенной росписи.

Война 1941 года прерывает эти масштабные планы — все силы для победы. Дейнеку оставляют в Москве, он работает в «Окнах ТАСС», делает политические плакаты, рисует выдающиеся по своему патриотическому настрою произведения «Окраина Москвы. Ноябрь 1941» и яркое, трагическое, мужественное — «Оборона Севастополя».

В послевоенные годы Дейнека продолжает создавать мозаичные панно, украшающие Московский государственный университет, Дворец съездов в Кремле, в метро, создает такие шедевры как «Эстафета по кольцу «Б», «В Севастополе», «Девушка, завязывающая ленту на голове».

Заслуги художника оценены государством, с 1963 года Дейнека удостоен многих почетных наград. Он получает звание народного художника СССР, является лауреатом Ленинской премии и Героем социалистического труда, имеет два ордена Ленина и Орден Трудового Красного знамени.

Дейнека до 1968 года ведет активную общественную деятельность, преподает в московских институтах, является академиком-секретарем в Академии художеств СССР. Скончался Александр Александрович 12 июня 1969 года.

Творческий путь Дейнеки необходимо рассматривать не поверхностно, а вникая в каждый плакат, в каждую агитку, в каждый пейзаж и портрет, иначе может показаться, что это стандартный «социалистический реализм». А ведь особый «дейнековский» стиль впечатляет своей неповторимостью, узнаваемостью, лаконичностью, выразительностью. Его молодые, задорные, спортивные юноши и девушки заражают оптимизмом. Его мозаика поражает глубиной, если зайти в метро Маяковская и посмотреть на потолок.

Дейнека считается признанным во всем мире художником и работы автора востребованы до сих пор.

Читайте также  Портрет иоганна фридриха великодушного, лукас кранах старший, 1509

Александр Дейнека

А лександр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске

Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.

После Февральской революции занятия прекратились, и художнику пришлось сменить много специальностей. Он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране — Вхутемас.

В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений. В мастерских Вхутемаса Дейнека познакомился с поэтом Владимиром Маяковским, и его стихи не раз вдохновляли художника.

В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.

«Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан!»

Одна из наиболее ранних его картин, посвященных теме спорта, — «Футбол». Художник создал ее в 1924 году. Он будто соединил в пространстве холста несколько кадров кинопленки, отсылая зрителя к языку кино.

В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Это время совпало с расцветом соцреализма: в советском обществе распространялись идеи эмоционального подъема, соревнований и побед, как спортивных, так и трудовых, воспевание красоты и совершенства здорового человеческого тела. Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом: во Вхутемасе борьба была в почете. Личный спортивный опыт помогал художнику находить подходящие приемы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях.

Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом — юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека подчеркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты.

В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.

В 1932 году Александр Дейнека написал известное полотно «Бег», а спустя год создал плакат «Физкультурница». На нем была изображена стройная спортивная девушка, которая готовится метнуть диск, а рядом — броское четверостишие: «Работать, строить и не ныть! / Нам к новой жизни путь указан, / Атлетом можешь ты не быть, / Но физкультурником — обязан!» На заднем плане — образы стрелка, велосипедистов и бегунов, готовых в любой момент оставить стадион и встать на защиту молодого Советского государства.

На полотне «В обеденный перерыв в Донбассе» 1935 года Александр Дейнека изобразил молодых шахтеров, которые выбегают из реки на фоне выгоревшего летнего неба. Крупные монументальные фигуры словно надвигаются на зрителя из пространства холста. Сверкающие брызги воды и короткие контрастные тени подчеркивают ощущение полуденного зноя.

Скульптура, мозаика, батальное полотно

Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Дейнека с репортажной достоверностью передал панораму спортивного праздника: яркий солнечный день, сосредоточенные и серьезные бегуны, нарядные зрители с цветами, среди которых художник изобразил и себя.

Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры. В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах.

Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.

На протяжении всей жизни Дейнека преподавал изобразительное искусство. У него было много учеников: Андрей Васнецов (внук Виктора Васнецова), Герман Черемушкин, Юлия Данешвар, Изабелла Агаян.

Александр Дейнека скончался в Москве в 1969 году. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России и в частных коллекциях.

Дейнека Александр история жизни и творческий путь

Немало великих и талантливых художников демонстрировали свои особенные и такие разные произведения. Однако, хотелось бы затронуть в этой статье личность с большой буквы, человека, чье культурное наследие запомнится еще на долгие годы. Многие слышали, что Александр Дейнека — художник, но это лишь малая часть правды. Данная статья подробнее расскажет о жизни и творчестве этого человека.

Александр Дейнека — популярный живописец и скульптор, профессионал в области графического искусства, педагог и профессор. Знаменит тем, что написал множество картин о советском народе, который активно занимается спортом, с энтузиазмом трудится во благо страны. Дейнека также являлся приверженцем современного направления — модерном. Чем был также известен.

Дейнека родился 8 (20).05.1899 года в семье, далекой от искусства. Отец работал простым слесарем на железнодорожном депо. Провел детство и юность в Курске. Александр рос активным и жизнерадостным мальчиком. Увлекался рисованием, техникой и спортом. С раннего детства мальчик переносил образы на бумагу. А лубочные картинки, найденные в бабушкином сундуке, вызывали большой восторг.

Молодые годы художника.

Сначала Александр поступает в Железнодорожный техникум, а после, в 1915 году — в Художественную школу, где обучается 2 года. Там он вступает в художественный кружок таких же увлеченных людей, как и он. Вскоре по настоянию преподавателей Александр поступает в Харьковское художественное училище, где за него берется выпускник Академии, помогая на профессиональном уровне освоить живопись.

Известно, что в революционном 1917 году он вступает в ряды красногвардейцев и принимает там активное участие. В 1919 году числится в Красной Армии, что становится переломным моментов в жизни молодого художника.

С энтузиазмом работает фотографом в отделе уголовного розыска, возглавляет секцию изобразительного искусства Губнадобраза, оформляет агитационные железнодорожные составы, иллюстрирует стихотворения самого Маяковского и рисует различные плакаты.

Крутой жизненный поворот.

Из армии командирован в Москву на обучение во ВХУТЕМАХ на полиграфический факультет. С этого момента начинается становление творческой личности как профессионала своего дела.

Профессиональные достижения и картины.

Александр начинает тесно общаться со знаменитым живописцем-монументалистом В.А. Фаворским, И.И. Нивинским и с поэтом В.В. Маяковским — такие взаимоотношения сильно повлияли на дальнейшее творческое развитие живописца.

В 1924 году на первой дискуссионной выставке творческая фигура Дейнеки плотно закрепляется.

В 1925 становится руководителем Общества станковистов. В 1928 он пишет первую революционно-историческую картину «Оборона Петрограда»

Александр Д. покидает Общество станковистов и вступает в художественное объединение «Октябрь». В 1931—1932 становится членом Российской ассоциации пролетарских художников.

В 1930 в Советском Союзе начинается культ здорового образа жизни. Почти вся молодежь того времени активно занималась плаванием, бегом, футболом и другими активными видами спорта. Дейнека не был исключением. Он так же любил заниматься физкультурой. Этот период повлиял и на творческую направленность художника. Его вдохновляли здоровые и активные жители Советского Союза и профессиональные спортсмены.

Читайте также  Описание картины "рожь", шишкин, 1878

  • Вдохновленный ЗОЖ и физической культурой, художник создает выразительные плакаты с привлекательной цветовой гаммой «Механизируем Донбасс», «Физкультурница»;
  • В 1931 у Александра Александровича появляются совсем несхожие по направлению и атмосфере необычные произведения искусства: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов»;
  • В 1932 году изображает картину «Мать», которая ознаменует начало нового творческого этапа живописца;
  • В 1932 — 1933 гг. создаются поэтичные творения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень», «За занавеской» и другие работы;
  • В 1933- 1934 гг. по сравнению с поэтическими картинами создает общественно-политические картины: «Безработные в Берлине», наполненные яростью изображения к роману «Огонь» А. Барбюса;
  • Дейнека интересуется авиацией, например, картина «Парашютист над морем», написанная в 1934 г.;
  • Когда летчик Г. Ф. Байдуков пишет книгу для детей, Дейнека вызывается помочь и создает интересные иллюстрации к произведению последнего, которую называет «Через полюс в Америку». Она издается в 1938 г;
  • После Александр вдохновляется живописным искусством и пишет немало захватывающих и притягивающих взгляд картин. Самым романтичным произведением считается «Будущие лётчики», написанное в 1937 году.

Оборона севастополя

Александр готовится к выставкам в Париже и Нью-Йорке: им созданы эскизы панно. Однако они не были реализованы по неизвестным причинам.

Наиболее значимые работы художник пишет в 1930 — 1940 гг.

Когда началась Великая Отечественная война, Дейнека старается помочь по-своему. В этот тяжелый военный период он находился в Москве и рисовал плакаты политического характера.

В 1942 году А.А.Дейнека совместно с художником Г.Г. Нисским едет в Юхнов, где создает по своей атмосфере драматические и тяжелые для восприятия картины:

  • в 1941 — «Эвакуация колхозного скота»;
  • в 1942 — «Сгоревшая деревня», пронизанная атмосферой ужаса и отчаянья,»Танки идут на фронт» и другие картины похожей направленности;
  • В 1942 г., когда происходила Битва за Севастополь, художник решается поднять боевой дух советских солдат и создает военное произведение «Оборона Севастополя». Дейнека вкладывает в эту картину храбрость, героический пафос и ощущение неминуемой победы над фашистами;
  • После окончания ВОВ, в 1956 году у Александра появляются произведения «У моря. Рыбачки», «Москва военная», а в 1959 году — «В Севастополе».

В 1956 году МГУ имени М.В. Ломоносова украшен мозаикой А. Дейнеки, а в 1961 году мозаикой украшен зал Московского Кремля. А Раннее (в 1938 и 1943 гг.) художник оформлял таким же образом станции московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».

Александр активно занимается преподавательской деятельностью в период с 1928 по 1956 гг. в МГАХИ имени В. И. Сурикова, во ВХУТЕИНе и других московских учебных заведениях.

С 1953 до 1957 гг. — член президиума в МАРХИ.

С 1962 по 1966 гг. — Александр Александрович уже вице-президент

В отделении академии искусств и архитектуры с 1966 по 1968 гг. был академиком-секретарем.

Когда наступает период «оттепели»,чиновники начинают снисходительнее относиться к Дейнеке. В 1957 году на персональной выставке художника Александра награждают как лучшего советского художника всех времен, он признаётся публикой, критикой и арт-рынком.

Личная жизнь художника.

В молодые годы женится на возлюбленной Серафиме Лучевой. Их брак продержался 19 лет. Однако, художник увлекся другой женщиной и принимает решение развестись с супругой. В браке детей не было.

Новое чувство вспыхнуло, когда он знакомится с Еленой Волковой — известной волейболисткой, на которой спустя время женится. И они счастливо живут в браке 10 лет до самой смерти живописца. К сожалению, он не оставил после себя наследника.

Смерть Александра Дейнеки.

Интересный факт: за три года до смерти Александр пишет картину «Трудное решение», которая отражает атмосферу ужаса, тревожности и депрессии. Персонаж словно в раздумьях, словно прощается и желает уйти от чего то. Словно художник чувствовал приближение своей кончины.

Смерть настигла художника 12 июня 1969 года из-за сердечной недостаточности. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Невероятный, талантливый художник, скульптор, профессор, преподаватель, модернист в одном лице прожил достойно, оставив после себя огромную культуру наследия.

Многие критики считали, что Александр Александрович Дейнека безусловно лидер. Его либо обожали, либо ненавидели. Он всегда привлекал всеобщее внимание.

Человек с большой буквы навсегда останется в памяти народа, а его картины, наполненные настоящей жизнью, простотой, оптимизмом, трагичностью и поэтичностью, на многие годы запомнятся каждому, кто прочувствует всю глубину его произведений.

«Будущие летчики» Александра Дейнеки – лучшее из соцреализма

Картина Оборона Севастополя художника Дейнека А. А.

Винсент Ван Гог – биография подвижника живописи

Александр Дейнека

Александр Дейнека является одним из наиболее выдающихся деятелей советской культуры.

За свою жизнь он проявил себя во многих областях искусства, таких как живопись, скульптура и графика. Также проявил себя, как талантливый педагог.

↑ Краткая биография

Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Его семья не была богатой, отец работал железнодорожником. Тем не менее он смог получить неплохое образование для своего времени.

В периоде с 1915 по 1917 учился в художественном училище в Харькове. Во время революции начинает активную художественную деятельность. Работает фотографом, занимается педагогикой и народным образованием.

Во время наступления белой армии принимает участие в боях за Курск. С 1919-1920 служит в рядах Красной армии в качестве художественного руководителя в политотделе. В конце революции отправляется в Москву, где получает высшее художественное образование.

В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант. С этого момента он приминает активное участие в художественных организациях, рисует множество своих знаменитых картин.

А.Дайнека. картина Оборона Петрограда фото

Период Сталинских репрессий никак не влияет на художника. Во время Великой Отечественной Войны создает агитационные плакаты для поддержания боевого духа в трудный для советской армии 1942 год. После войны продолжает свою художественную деятельность, входит в Академию художеств СССР. Больше внимания уделяет педагогике.

Александр Дейнека умер 12 июня 1969 года, оставив после себя богатое культурное наследие советской эпохи.

↑ Направление, стиль и тематика произведений

В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.

А.Дайнека. картина Полдень фото

В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как «Молодые Летчики» и «Через полюс в Америку». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений «Оборона Севастополя».

А.Дайнека. картина Оборона Севастополя фото

Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».

↑ Известные работы

  • «Оборона Петрограда»
  • «Механизируем Донбасс»
  • «Будущие летчики»
  • «За занавеской»
  • «Мать»
  • «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами»
  • «Полдень»
  • «Купающиеся девочки»
  • «Окраина Москвы. Октябрь 1941»
  • «Сгоревшая деревня»
  • «Оборона Севастополя»

↑ Личная жизнь

Официально Александр Дейнека долго не был женат. С первой своей возлюбленной Серафимой Лычевой он прожил около 19 лет, начиная с 1930 года. Долгое время она была его сожительницей и музой, но со временем художник увлекся другой и бросил ее. Детей у пары не было. Новой любовью Дейнеки была Елена Волкова-Дейнека, которая со временем стала его законной супругой. С ней он прожил 10 лет, до самой своей смерти, так не оставив после себя наследника.

↑ Интересные факты

Картина Дейнеки «За занавеской» была продана в Лондоне за 2.248 миллиона фунтов стерлинга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: