Альбер марке, площадь св. троицы в париже - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Альбер марке, площадь св. троицы в париже — описание картины

  • искусство франции
  • фовизм

Площадь святой Троицы в Париже. 1911 г.

Холст, масло.

Размеры:81,5-65 см.

Пост. в 1921 г, была передана через ГМФ из собрания Гаазена в Петрограде.

Инв.№ГЭ 4905

Гавань в Ментоне. 1905 г.

Холст, масло.

Размеры:65-81 см.

Пост. в 1921 г.,была передана через ГМФ из собрания Гаазена в Петрограде.

Инв.№ГЭ 4906

Набережная Лувра и Новый мост в Париже. 1906 г.

Холст, масло.

Размеры:60-72 см.

Пост. в 1930 г., передана из ГМНЗИ; ранее собрание И.А.Морозова в Москве.

Инв.№ГЭ 6525

Дождливый день в Париже (Собор Парижской Богоматери).1910 г.

Холст, масло.

Размеры:81-65 см.

Пост. в 1930 г., была передана из ГМНЗИ; ранее в собр. И.А,Морозова в Москве.

Инв.№ГЭ 6526

Сен-Жан-Де-Люз. 1907 г.

Холст, масло.

Размеры:60-81 см.

Пост. в 1934., передана из ГМНЗИ; ранее находилась в собрании С.И.Щукина в Москве.

Инв.№ГЭ 7726

Гамбургский порт.1909 г.

Холст, масло.

Размеры:68-81 см.

Пост. в 1948 г.,была передана из ГМНЗИ; ранее в собр. С.И.Щукина в Москве.

Инв.№ГЭ 8907

Модистки. Ок.1901-1902 г.

Холст, масло.

Размеры:50-61 см.

Пост. в 1948 г., передана из ГМНЗИ; ранее в собрании С.И.Щукина в Москве.

Инв.№ГЭ 9030

Марина (Неаполь).1909 г.

Холст, масло.

Размеры:61,5-80 см.

Пост. в 1948 г., передана из ГМНЗИ; ранее в собрании И.А.Морозова в Москве.

Инв.№ГЭ 9150

Вид на Сену и памятник Генриху IV.Ок.1907 г.

Холст, масло.

Размеры:65-81 см.

Пост. в 1948 г. из ГМНЗИ; ранее в собр. И.А.Морозова в Москве.

Инв.№ГЭ9151

Набережная Лувра, лето. Ок.1906 г.

Холст, масло.

Размеры:50-61 см.

Перемещена после II Мировой войны из Германии; ранее в собр. Моники Захсе, Берлин.

Инв.№ЗК 1392

Пейзаж с мостом. Ок.1917-19 гг.

Холст, наклеенный на картон, масло.

Размеры: 23,9-32,5 см.

Перемещена из Германии после II Мировой войны; ранее в собр. О.Кребса, Хольцдорф.

Инв.№ЗКР 543

Аллея люксембургского сада. Ок. 1901 г.

Холст, масло.

Размеры: 25,5 -35,5 см.

Перемещена из Германии после II Мировой войны; ранее собр. О.Кребса, Хольцдорф.

Альбер
Марке

Имя Альбера Марке (фр. Albert Marquet, 27 марта 1875, Бордо — 13 июня 1947, Париж) зачастую упоминают рядом с именем Матисса. Действительно, с великим мэтром фовизма они были друзьями с момента знакомства в Школе декоративных искусств, в которой Марке учился с 15 до 20 лет. Эта дружба продлилась до самой смерти Марке.

Альбер Марке, сын железнодорожного служащего в Бордо, рисовал с детства на всём, что под руку попадет: углем на полу, карандашом на полях школьных тетрадок. Он регулярно ходил в местный музей, где любовался Рубенсом, Веронезе, Мурильо. Родители не возражали против его увлечения, и после окончания Школы декоративных искусств Альбер вместе с Матиссом поступил в Школу изящных искусств на курс к Гюставу Моро. Оба называли Моро своим первым учителем и всю жизнь вспоминали его с большой теплотой.

В мастерской Моро встретились те, кто в будущем составит ядро фовизма: Матисс, Руо, Дерен. В 1898 году Гюстав Моро умер, и Марке, и Матисс сразу же ушли из Школы. Так что из официальных подтверждений гордого звания художника Альбер Марке успел получить только удостоверение учителя начальной школы.

В конце 1890–начале 1900-х Марке пишет в импрессионистической манере. Его излюбленный жанр – пейзаж. Именно пейзажи принесут Марке известность. Постепенно он отходит от импрессионизма и разделяет с Матиссом его увлечение диким цветом.

В 1905-1906 годах Марке выставлял свои картины на Салоне независимых вместе с Матиссом, Дереном, Вламинком. На Осеннем салоне Воксель произнес историческое определение fauve (фр. дикий) в отношении их работ, в результате чего «и стал фовизм». Даже в период пика популярности фовизма работы Марке казались довольно сдержанными на фоне творений соратников. Сравним безудержную яркость, буквально цветовую ярость того периода у Матисса, Дерена, Вламинка и Марке. Его «дикость» кажется более легкой и воздушной, чем у коллег, да и с перспективой он не спешит прощаться, создавая ее варьированием цветовой насыщенности. Кстати, и Дерен, и Вламинк довольно скоро отошли от провозглашенных течением принципов. Да что там, у самого Матисса цветовая необузданность вскоре уступила место тонкости и глубине, сохранив при этом сияющую яркость.

Марке всегда был верен «папаше Матиссу», как фовисты называли своего лидера и старшего товарища, но выходившие из-под его кисти картины сложно назвать «дикими». Напротив, они нежные, тихие, хочется сказать – интеллигентные. Кажется, они несут на себе отпечаток скромности их автора. О Марке заговорили не как о фовисте. Появилось такое определение как «Париж Марке» – лирический, явно любимый, светлый, серый – но в этой серости никакой безысходности не сыщешь, она прозрачна и свежа (1, 2). Бытует мнение, что, кроме Марке, только импрессионисты и Морис Утрилло смогли настолько ощутить и отобразить дыхание и ритм Парижа. Пожалуй, оно не лишено смысла.

Марке достаточно много путешествует, нередко – вместе с Матиссом. Зимы 1911-1912 годов они проводили в Алжире. В его картинах отразились путешествия в Италию, Тунис, Марокко, Швецию, Австрию. Неаполитанские работы поражают не цветовым, а в первую очередь световым решением – они неповторимо прозрачные и сияющие. Нередко кажется, что художник использует акварель, а не масло. Теплый охристый Гамбург Марке согревает, его Алжир завораживают белоснежно-фиолетовым сиянием. Анри Матисс сказал о своем верном товарище Альбере Марке: «Когда я вижу Хокусая, я думаю о нашем Марке, и наоборот. Я имею в виду не подражание Хокусаю, а сходство» .

В Первую Мировую войну Матисс и Марке рвались на фронт, причем не с кистью, а с оружием в руках. Мало того, что по возрасту они не проходили, так еще и оба были освобождены от воинской повинности по причине слабого телосложения. Они вытребовали аудиенцию у военного министра Марселя Самбы, надеясь получить разрешение отправиться на фронт. Однако Самба заявил, что служить стране им придется иначе: «Продолжая хорошо писать, что вы и делаете» .

Любовь всей своей жизни Альбер Марке встретил в 45 лет в Алжире. Марсель Марти, писательница и журналистка, сопровождала его по стране в качестве гида. Через три года она поженились и больше не расставались. Марсель почувствовала внутреннее одиночество и глубокую застенчивость Марке, и смогла мягко и бережно войти в его мир. По приезду в Париж она стала его связующим звеном для всех необходимых внешних контактов, на нее легли связи с галеристами и журналистами, ведение финансовых и хозяйственных дел. В их отношениях царили тепло и взаимопонимание, всерьез пошатнувшиеся лишь однажды, когда Марсель заговорила о ребенке. Художник категорически отказался, пояснив это своими опасениями, как бы ребенок не вырос таким же необщительным и замкнутым, каким было он сам. Мадам Марке сумела смириться с таким подходом и осталась рядом с мужем. Они продолжали достаточно активно путешествовать, но всегда возвращались в Париж – именно этот город был необходим Альберу Марке для жизни и живописи.

Читайте также  Картина "волы", серов, 1885

Марке не стал ключевой фигурой в истории живописи, лидером, создавшим течение или воплотившим символизм эпохи. Но он с большой любовью написал множество видов манящего Парижа, сияющего Неаполя и завораживающего Алжира, которые окутывают своей чистой и свежестью. А еще… он был честным человеком. Матисс вспоминал, как Марке раз и навсегда отучил его опаздывать. По своему обыкновению, изрядно опоздав на встречу, мэтр не дождался Марке и не следующий день попенял ему на это. Марке искренне удивился и сказал, что был уверен, что это Матисс не пришел, поскольку сам-то он пришел вовремя, прождал его четверть часа и ушел. «Вы знаете Марке? Он не способен лгать», – со смехом рассказывал эту историю Анри Матисс, приобретший таким образом привычку быть пунктуальным.

Вторую войну Марке переждал в Алжире. Когда он вернулся в Париж, то был представлен к ордену Почетного Легиона, также ему предлагали членство в Академии искусств. Но совершенно равнодушный даже в молодости к почестям, очень смущающийся от пристального внимания к своей персоне и уже имеющий проблемы со здоровьем, Альбер Марке отказался от всех регалий.

Альбер Марке — один из самых известных пейзажистов Франции: биография и картины художника

Альбер Марке (Albert Marquet; родился 27 марта 1875 — умер 14 июня 1947 гг.) — выдающийся французский художник-постимпрессионист, пейзажист и фовист XIX-XX веков, известный своими многочисленными индустриальными пейзажами европейских и африканских городов. В произведениях Альбера Марке простые, привычные вещи — лодки и мосты, подъемные краны и портовые причалы — будто бы преображаются под рукой человека, приобретают особую силу. Работы Марке искренние и честные, наполненные воздухом и светом. Художник любил изображать спокойную воду, переливающуюся многочисленными оттенками голубого, синего, зеленого и золотого. Много и часто писал города с высокой точки, будто бы увлекая за собой зрителя вглубь пространства резким сокращением перспективы.

Биография Альбера Марке

Альбер Марке родился 27 марта 1875 года во французском городе Бордо. Отец мальчика работал кондуктором, будучи зрелым мужчиной женился на юной девушке. Разница в возрасте родителей Марке — 15 лет.

Альбер Марке мало рассказывал о своем детстве. Известно лишь, что рисование интересовало его больше, чем учеба. Еще в дошкольном возрасте мальчик выводил простые формы углем на полу, после — создавал первые картины цветными карандашами. В 1890 году, сразу по окончании средней школы, он поступил в Школу декоративных искусств в Париже, где познакомился и подружился с Анри Матиссом (Henri Matisse). Эту дружбу они сохранили на всю жизнь.

В 1895 году Альбер и Анри продолжили обучение, вместе поступив в Школу изящных искусств. Позже, уже будучи известным художником, Альбер будет вспоминать эти годы как наиболее веселые и беззаботные в его жизни. Молодые люди много времени проводили вместе, часто рисовали на улице, создавая наброски зданий, мостов и людей. Если человек двигался слишком быстро, один из художников издавал шипящий звук, прохожий пугался и замирал на секунду, тем самым позволяя закончить работу. По вечерам студенты подрабатывали штукатурами.

К сожалению, обучение в этой школе Марке и Матисс не закончили — после смерти Гюстава Моро (Gustave Moreau), их любимого преподавателя, они больше туда не вернулись.

В начале XX века Марке увлекся новым направлением в живописи, фовизмом (в переводе с французского — дикий). Контуры его пейзажей упростились, а цвета стали неестественно яркими, контрастными. Публикой фовизм был принят холодно и продержался всего пару лет. Особое возмущение вызвала выставка 1905 года, где не только картины смотрелись странно, но и художники пришли, облачившись в необычные одежды. А сам Марке надел старый заношенный вельветовый костюм и широкополую шляпу.

В 1907 году он отправился в путешествие в Нормандию и именно этот момент историки считают отправной точкой в формировании его нового, уникального стиля. Пейзажи того времени более мягкие, спокойные и сдержанные. Вскоре, после выставки, проведенной им в Парижской галерее Друэ, появилось выражение «Париж Марке», обозначающее особое видение города художником.

Альбер Марке написал десятки видов французской столицы, часто изображал город с высоты. На его холстах — суетливые будни парижан, спешащих по своим делам, величие Собора Парижской Богоматери, изысканность Эйфелевой башни, остров Сите, мосты, баржи и прогулочные катера.

Мастер много путешествовал, объехал Европу, побывал в России, посещал Алжир, Тунис и Марокко. Свою единственную жену он встретил в Алжире. В 1920 году сорокапятилетний художник познакомился с Марсель Мартине (Marcel Martinet) и с тех пор был с ней неразлучен. В Алжире же он провел все годы Второй Мировой, писал узкие улочки местных городов и безмятежность морской глади. Есть в его работах и бури, и шторма.

В Париж семья вернулась уже после окончания войны. Альбер Марке приобрел квартиру на улице Дофин, откуда открывался вид на Новый мост и так горячо любимую им набережную Сены. В последние годы жизни художник тяжело болел, но не прекращал писать. Он умер в 72 года, в 1947-ом, перенеся тяжелую операцию. Уже после смерти его жена написала о мастере книгу.

Известные картины Альбера Марке

Картины Альбера Марке существенно различаются между собой — живописец писал не только взморья и гавани, но и портреты, и обнаженную натуру. За долгую творческую жизнь неоднократно менялся стиль художника. Наиболее известны его индустриальные пейзажи, изображающие обычную повседневную жизнь городов:

  • «Набережная Лувра» (1906) — очень типичная работа. Мягкие плавные линии и вид сверху на Эйфелеву башню;
  • «Дождливый день в Париже. Собор Парижской Богоматери» (1910) — мягкая серость, обилие воздуха, спокойная безмятежная гладь воды и собор, возвышающийся над городом;
  • «В Неаполе» (1909) — и снова любимые художником голубые оттенки, легкая рябь воды и клубы белых облаков, плывущих над едва виднеющимися вдали горами;
  • «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель» (1910) — одна из многих картин Марке, иллюстрирующих Сену;
  • «Алжир. Вид на район Мустафа. Дождь» (1929) — одинаковые домики с оранжевыми крышами и гладь воды, будто бы сливающаяся с серым небом.

Альбер Марке прожил долгую жизнь и написал сотни великолепных картин. Найти некоторые из них можно на известных аукционах мира. На сайте Very Important Lot ценителям искусства предлагается недорого купить картины легендарных мировых художников и приобрести работы современных мастеров.

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом

Уроки искусствоведения от редакции

В ГМИИ им. А. С. Пушкина празднуют 140-летие со дня рождения художника Альбера Марке. Buro 24/7 объясняет, кто такой Марке и почему о нем стоит знать. А также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло

Читайте также  Описание картины репина "не ждали", 1884

Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо: без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев, а ГМИИ им. А.С. Пушкина и музей Современного искусства города Парижа в этом году пышно отмечают 140-летие со дня рождения мастера.

Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех измах)

Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс — диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Вместе с Матиссом наш герой учился в «оазисе свободы» — мастерской символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств и участвовал в ключевом для этой группы художников Осеннем салоне 1905 года. Тогда живописцы и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Контраст ярким полотнам создавал стоящий посреди экспозиции бюстик как раз таки авторства Марке, и в весьма неоклассическом духе. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve — «дикий») смело сравнил с Донателло. Цвет и форма у Марке сильно отличались от тех, какие были приняты у главных фовистов — Матисса, его товарища Дерена или, например, Вламинка. Вместо ярких и чистых красок — монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.

В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: с ерые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.

Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)

Россию с Марке связывает не только тот факт, что полотна мастера активно покупал наиболее продвинутый из русских меценатов начала ХХ века — Сергей Щукин. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа — высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), — Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Выходило в основном меланхолично — чувствуется, Марке слушали внимательно.

Живопись Марке о чем это все

Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ, не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.

Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева. Но об этом, как говорится, уже в следующей серии.

Альбер Марке. Картины на все времена

Сын горничной и железнодорожного служащего, Альбер Марке (1875-1847) родился в портовом городе Бордо на юго-западе Франции. В 15 лет он переехал в Париж, но море осталось его неизменной любовью. Художник много путешествовал. Он был легок на подъем. Особо яркие впечатления получил в Неаполе и Венеции Альбер Марке. Картины, где он писал море и лодки, делая акцент на свет под водой, практически не зависят от времени, в котором он жил.

Творчество живописца

Марке как художник сформировался в атмосфере фовизма. Он был дружен с Матиссом, Дереном, Вламинком, Руо, Дюффи. Но краски не буйствуют на его полотнах. Его чувство цвета поразительно. В пейзажах Парижа, который он обожал, серые и желтые цвета палитры неактивны. Альбер Марке картины писал, используя черные контуры. Они помогали ему вместе со светотенью и перспективой выявить форму и объем. Но в некоторых работах он от них отказывался. «Набережная Лувра, лето» – это вид из окна его мастерской. Работа полна сочетания сложных цветов, где превалирует фиалковый на фоне бледного неба. Совершенно необыкновенно полотно, с любовью показывающее лиловый Париж, – «Площадь св. Троицы». Эти произведения также экспонируются в Эрмитаже. А как холоден Париж зимой! Нотр-Дам вдали, крупным планом дана набережная Сены, и все погружено в серую полумглу.

Художник Альбер Марке, картины

«Порт в Онфлёре» (1911) – один из шедевров живописца, который попал в ГМИИ им. Пушкина из коллекции Сергея Щукина. Рука мастера узнается сразу, в особенности по гармоничному колориту и раскованному свободному мазку. Морские дали, лодки, сероватое бледное небо, зеленоватая вода с легкой рябью. Альбер Марке картины пишет, используя очень экономные технические средства, и ему удается передать жизнь во всей ее неброской, но романтической прелести. Его полотна тяготеют к постоянному изображению Сены, пляжей, моря и берегов. Одна из его лучших картин, «Порт Марселя» (1916), находится в Японии (художественный музей Охара).

Выставка Альбера Марке

В 2015 году в Музее современного искусства в Париже состоялась выставка 70 картин и 60 рисунков Марке. Все работы были очень высокого уровня. Это пейзажи Парижа, Алжира, Гамбурга, Неаполя. Рисунки тушью поражали посетителей лаконизмом и реализмом. Тремя штрихами художнику удается передать жизнь. ГМИИ им Пушкина также отметил 140-летие художника выставкой «Альбер Марке. Художник остановленного времени». От парижской она отличается тем, что на ней имеются впечатления от поездки Марке в СССР, а также работы молодых русских художников 20-х годов XX века, которые испытали на себе влияние Марке. Сам мастер представлен 49 полотнами. Кроме того, на ней показаны работы Дерена («Просушка парусов»), Вламинка («Баржи на Сене»), Дюффи («Регата»).

Работы Альбера Марке в Эрмитаже

Благодаря Ивану Морозову (6 картин) и Сергею Щукину (9 картин) наши крупнейшие музеи имеют полотна, которые писал Альбер Марке. Картины в Эрмитаже – это, как и в Москве, ранний Марке (1901-1913 годы). К ним относятся «Модистки», «Вид на Сену и памятник Генриху IV», «Набережная Лувра, лето», «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам», «Гамбургский порт», «Сен-Жан-де-Люз», «Неаполитанский залив», «Набережная в зелени», «Гавань в Ментоне». Парижские пейзажи заставили говорить о художнике как о мастере с собственной выразительной системой и о «Париже Марке». Он их писал, глядя из своей квартиры на шестом этаже (например, «Набережная в зелени»). Взгляд художника с высоты «затягивает» зрителя в глубину. Живописец сам выработал такую манеру работы.

Читайте также  Жан огюст доминик энгр - биография и картины

Творчество художника наполнено вечно прекрасным, а не политическими картинами на злобу дня. Его работы не утрачивают своего обаяния, и к ним хочется возвращаться вновь и вновь.

Альбер марке, площадь св. троицы в париже — описание картины

Новость из мира искусства


Альбер Марке. Неаполитанский залив, 1909. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Если вы не смогли посетить выставку Альбера Марке в Париже, то теперь есть возможность увидеть его картины в Москве. Параллельно с шедеврами Рафаэля Пушкинский музей с 27.09.2016 по 08.01.2017 показывает произведения французского художника-постимпрессиониста Альбера Марке (1875-1947).

Выставка «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» разместилась в Галерее искусства стран Европы и Америки.


Марке Альбер. Контровой свет. Алжир. 1924. Частное собрание

В 2015 году многие крупнейшие музеи мира отмечали 140-летие со дня рождения художника. Недавно завершилась выставка Альбера Марке «Художник остановленного времени» в парижском Музее современного искусства. По сравнению с французской выставкой, проект Пушкинского музея дополнен новыми темами, которые позволяют по-другому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией.


Альбер Марке. Модистки, 1901. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Друг Матисса, современник Пикассо и Дерена, известный французский художник Альбер Марке с женой приезжал в СССР летом 1934 года и, вообще, считался другом нашей страны. Он посетил Ленинград, Москву, Ростов, Тбилиси и из Батума через Средиземное море вернулся во Францию, в Марсель. Встречал художника лично писатель Валентин Катаев, он же и сопровождал гостя на приёмах и экскурсиях.


Альбер Марке. Апсида собора Парижской Богоматери, 1901. Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон

В Москве Альбер Марке посетил Музей нового западного искусства, в котором заблаговременно вывесили все его картины. На протяжении своего визита, Марке встречался и с художниками — поклонниками своего творчества. Перед отъездом Марке говорил, что очарован людьми и природой и хотел бы приехать вновь, чтобы заняться живописью. Статьи о его визите появились в газетах «Вечерняя Москва»‘, «Правда», «Литературная газета», «Советское искусство».


Альбер Марке. Гавань в Ментоне, 1905. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пушкинский музей и Эрмитаж имеют пейзажи Альбера Марке благодаря русским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, коллекции которых сначала оказались в Музее нового западного искусства. Как пишет искусствовед Наталья Семенова: «Именно на Марке, как ни странно, сошлись вкусы двух московских коллекционеров: в промежутке между 1908 и 1911 гг. Сергей Щукин купил девять, а Иван Морозов между 1907 и 1913 гг. приобрел шесть картин Марке».


Альбер Марке. Солнце над деревьями (Солнце над Парижем. Набережная Лувра), 1905. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва


Альбер Марке. Вид на Сену и памятник Генриху IV (Париж. Вид Лувра), ок. 1906. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Альбер Марке. Париж зимой. Набережная Бурбон, 1907. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Катаев писал о Марке: «Ведь это он научил художников передавать воду белилами. Ведь это он с необычайной смелостью ввел употребление натурального черного цвета. Ведь это он наглядно показал, что цвет — это эпитет, который может с предельной, лапидарной, почти научной точностью определить качество предмета — будь то чугунная ограда Сены, буксирный пароход или куст боярышника на сельской меже».


Альбер Марке. Собор Парижской богоматери зимой, 1908. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Альбер Марке. Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Всего на выставке представлено 69 работ, сгруппированных в четыре раздела: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России». Помимо полотен самого Марке показаны работы его друзей-фовистов — Рауля Дюфи, Анри Мангена, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, а также произведения российских художников, испытавших влияние французского мастера.


Альбер Марке. Порт в Онфлере, 1911. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва


Альбер Марке. Венеция, 1936. Частное собрание


Альбер Марке. Алжир, вид на город с высоты, 1940. Частное собрание


Альбер Марке. Дома за деревьями,1944. Частное собрание

На выставке впервые представлены материалы о поездке и впечатлениях Марке в СССР. В экспозицию также входят произведения представителей московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников», которые в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда были близки к поискам французского живописца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: